Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Управление инициативами академического превосходства – настоящий интеллектуальный вызов

04 июля 2016 года

На международной конференции по инициативам академического превосходства, организованной Проектом 5-100 в Университете ИТМО, эксперты из 11 стран обсудили наиболее актуальные вопросы по этой тематике: управленческие модели и роль государства, методы оценки эффективности и распределение финансирования между вузами. Как сказал на открытии заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Александр Повалко, задача конференции - максимально открыто и полно рассказать о существующих подходах к реализации подобных инициатив.

«Что такое инициатива академического превосходства? Это решение правительства выделить, как правило, нескольким университетам больше средств по сравнению с обычным финансированием. Предоставляя эти дополнительные ресурсы, вы даете им возможность развиваться ускоренными темпами», - сказал, выступая на пленарной сессии, международный эксперт по образованию, бывший координатор программы по высшему образованию Всемирного банка Джамил Салми. Спикер уделил большое внимание проблемам, с которыми сталкивается менеджмент таких программ.

Его поддержал Исак Фрумин, научный руководитель Института образования Высшей школы экономики: «Я согласен с Джамилом, что управление подобными проектами – наиболее интересная и сложная вещь, настоящий интеллектуальный вызов». «Правительства разных стран, от США до Австралии и от Ирландии до ЮАР, пытаются активнее участвовать в формировании системы высшего образования. Развитие университетов становится все более управляемым со стороны государства. Тогда как ранее университеты сами были двигателями собственного развития и бросали вызов правительствам. Теперь же мы видим, что правительства бросают вызов университетам, чтобы те развивались в определенном направлении. Инициативы академического превосходства являются переходом к модели с большим контролем со стороны государства», - добавил спикер.

Последующие сессии позволили перейти от глобальных вопросов к опыту отдельных стран. Сабина Беренбек, руководитель Департамента высшего образования и Инициативы превосходства (Главный офис Немецкого совета естественных и гуманитарных наук) также подчеркнула важность университетской автономии. Что касается управления программой академического превосходства, то в Германии оно возложено на 2 института – German Research Foundation и Wissenschaftsrat, который представляет госпожа Беренбек.

Выступавший следом Фарид Уабдесселям, директор Программы реализации инициативы превосходства Французского национального исследовательского агентства ANR, отметил взаимное влияние проектов по поддержке вузов во Франции и Германии. Французское правительство пошло по пути максимальной автономии вузов, которые получают дополнительные средства от эндаумент-фондов.

По словам Кевина Ляпуанта, проектного менеджера программ Фонда исследовательского превосходства Canada First (CFREF) и Канадской инициативы исследовательского превосходства (CERC), в Канаде правительство не имеет прямого влияния на реализацию программ превосходства. Тем не менее, национальную науку ждут серьезные инфраструктурные перемены, поскольку в новом кабинете министров появился пост министра науки. Сейчас ведомство рассматривает планы по переустройству системы финансирования научной деятельности. Большое внимание в своем докладе канадский представитель уделил процедуре конкурсного отбора для участия в программе превосходства. По его словам, предыдущий опыт показал, что несколько проектов, выдвигаемых на конкурс от одного института, часто обладают неравноценным качеством.

Представитель Японского общества по продвижению науки, программный директор Инициативы по созданию ведущих международных исследовательских центров (World Premier International Research Center Initiative) Тошио Куроки рассказал о задачах программы WPI. Она подразумевает финансирование в течение 10 лет институтов, выигравших конкурс на проведение исследований по ключевым направлениям. Одной из задач является стимулирование междисциплинарных исследований: например, внедрение математических подходов в материаловедение. Он отметил важность слияний, инициированных «снизу», то есть в результате свободного общения и сотрудничества самих ученых. Другой задачей программы стала интернационализация. «Наука в Японии отстает в части интернационализации, что отражается на результатах в рейтингах университетов», - сказал господин Куроки. Однако инициатива WPI меняет ситуацию к лучшему: в 5 научных центрах иностранные ученые уже составляют 31%. Отличительной стороной японской инициативы, вызвавшей большой интерес участников, является приоритетная поддержка прорывных междисциплинарных направлений.

Польскую инициативу академического превосходства представила Бьянка Сивинска исполнительный директор образовательного фонда «Перспективы». Конкурсы в рамках программы национальных лидирующих научных центров (KNOWs) в Польше проводились дважды – в 2012 и 2014 годах. Профессор Пекинского университета Ли Сяомин, руководивший реализацией Проекта 211 и Проекта 985 в Пекинском университете, рассказал о концепциях, опыте и результатах этих проектов как в КНР в целом, так и в его университете. Кратко он остановился и на новой инициативе, World Class 2.0, находящейся сейчас в стадии разработки. Финансирование завершенных к настоящему времени проектов 211 и 985 шло как на создание общей инфраструктуры для высшего образования (исследовательская и университетская библиотечная сети, база оцифрованных книг), так и непосредственно на исследовательскую инфраструктуру вузов, отобранных для участия в программе 211. По программе 985, начатой в 1998 году, университеты получили стимул для создания новых программ.

В Испании инициатива академического превосходства (International Campus of Excellence) впервые была запущена в 2009 году, сообщил Луис Дельгадо, заместитель генерального директора по модернизации и интернационализации университетов испанского Министерства образования, культуры и спорта. «До тех пор конкуренция происходила на уровне исследовательских проектов. Мы же хотели подтолкнуть конкуренцию на институциональном уровне», - подчеркнул спикер. Программа велась на основании 17 договоров, подписанных с различными регионами Испании. Переход к экономике знаний был обозначен в качестве одной из целей программы, чтобы снизить зависимость страны от таких сфер, как туризм и строительство. После оценки результатов первой стадии реализации, испанское правительство недавно приняло решение возобновить эту инициативу.

Обзор национальных инициатив академического превосходства завершил доклад Андрея Волкова, заместителя председателя Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Спикер отметил главный, на его взгляд, на сегодняшний день результат Проекта 5-100: «Началась настоящая дискуссия о будущем российских университетов внутри самих вузов среди профессоров, администраторов, студентов. Мы видим мобилизацию всей отрасли».

1 июля на итоговом совещании проектных офисов инициатив, где в качестве модератора выступил директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки России Григорий Андрущак, все представители этих офисов оценили конференцию как очень полезную с точки зрения обмена опытом и развертывания дальнейшего сотрудничества.