Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Трансформация образования в странах БРИКС – в фокусе внимания на конференции NAFSA

02 июня 2016 года

1 июня на международной конференции NAFSA состоялась инициированная Проектным офисом 5-100 сессия «Инициативы трансформации в странах БРИКС: возможности сотрудничества», которая вызвала большой интерес у участников крупнейшего форума профессионалов в области образования. Россию представляли Алексей Фалалеев, руководитель направления экспертного сопровождения программ Проектного офиса, и проректор по международным связям Уральского федерального университета Максим Хомяков. На сессии также выступили проректор Университета Сан-Паулу (UNESP, Бразилия) Жозе Фрейре и Нико Йосте, начальник отдела международного образования городского Университета Нельсона Манделы (ЮАР). 

Максим Хомяков открыл сессию представлением основных научно-образовательных проектов в рамках БРИКС – Сетевого университета БРИКС, Лиги университетов БРИКС и исследований в рамках БРИКС. Спикер рассказал об истории этих проектов, направлениях развития и выделил роль УрФУ как одного из основных участников от России. Он отметил, что сетевой университет БРИКС имеет большой потенциал, поскольку был поддержан министерствами образования этих стран. Сейчас он объединяет 55 университетов и большинство российских участников входят в Проект 5-100. Максим Хомяков назвал основные направления деятельности Сетевого университета БРИКС, такие как: развитие академической мобильности сотрудников, обеспечение совместного руководства PhD диссертаций, основанных на совместных исследованиях, координация сотрудничества в сфере инноваций. Спикер также перечислил следующие шаги: международные тематические группы должны договориться о контенте основных магистерских и PhD-программ, международный управляющий совет должен определить принципы финансирования и заявил, что первые программы обменов начнутся уже в январе 2017 года. В заключение Максим Хомяков отметил, что сотрудничество университетов БРИКС развивается быстрыми темпами и в различных направлениях, а также выразил надежду, что в скором времени оно принесет свои плоды.

Проректор Университета Сан-Паулу (UNESP, Бразилия) Жозе Фрейре рассказал о системе высшего образования Бразилии и о направлениях развития науки. Он отметил, что только в штате Сан-Паулу было поддержано более 30 научных проектов совместных с российскими университетами. В конце выступления спикер заявил, что сотрудничество со странами БРИКС является приоритетным направлением Бразилии.

Нико Йосте из Университета Нельсона Манделы (ЮАР) также рассказал об устройстве системы высшего образования в своей стране, отметив, что сейчас в ЮАР 23 университета, а к концу года будет 26, поскольку откроется еще 3 новых вуза. Столь небольшое количество высших учебных заведений объясняется тем, что вузы в ЮАР движутся к модели многоаспектных университетов (comprehensive universities) через слияния и реструктуризацию. Поэтому в качестве одного из направлений развития спикер назвал именно многоаспектные взаимоотношения в рамках БРИКС, а подытоживая свою речь, он отметил, что БРИКС поддерживает и укрепляет систему образования ЮАР.

Доклад Алексея Фалалеева был посвящен международному сотрудничеству в рамках Проекта 5-100 и российской высшей школы в целом. Он рассказал о промежуточных результатах Проекта, включая прогресс вузов – участников в академических рейтингах. По мнению докладчика, регулярные семинары-конференции Проекта, где собираются руководители и ключевые специалисты ведущих вузов, могут стать площадкой для становления и развития взаимоотношений с зарубежными партнерами. Спикер также пригласил коллег принять участие еще в одном эксклюзивном мероприятии Проекта - Конференции по инициативам академического превосходства, которая состоится в Университете ИТМО.

В своем выступлении Алексей Фалалеев отметил основные возможные векторы взаимодействия вузов – участников Проекта 5-100 и университетов других стран. Это совместные лаборатории, научные центры и публикации, интернациональные научные команды, англоязычные учебные программы, инициативы по трансферу технологий – все те направления, на которые направлен Проект.