Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


В 2016 году на реализацию Проекта 5-100 будет выделено 11 млрд рублей

19 мая 2016 года

19 мая состоялось заседание Правительства РФ, где первым вопросом в повестке дня было обсуждение повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди мировых научно-образовательных центров. Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что в 2016 году на реализацию Проекта 5-100 будет выделено 11 млрд рублей.

Дмитрий Медведев рассказал о том, что каждый университет разрабатывает свою концепцию развития и представляет ее перед Советом по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров, на заседании которого он присутствовал и следил за тем, как подводятся итоги. Председатель Правительства РФ заявил: «В общей сложности было выделено 30 млрд рублей. В текущем году мы предусмотрели такие субсидии для университетов в размере 11 млрд рублей, и сегодня мы эти деньги распределяем». Также он рассказал о развитии Проекта 5-100 и его промежуточных результатах: «Растёт число университетов в общих списках мировых рейтингов (пока, наверное, не на тех местах, какие мы для себя хотели бы, но в целом движение в правильном направлении). Улучшаются позиции в предметных рейтингах, причём это не только те позиции, те отрасли, где мы традиционно были сильны (это математика, физика), но в последние два года мы продвинулись и в некоторых социальных направлениях». 

Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов продолжил перечисление результатов Проекта 5-100 и отметил, что «по группе университетов – участников Проекта за три года общее число публикаций в международных научных журналах выросло в 2,5 раза, число высокоцитируемых публикаций (это верхние 10%) – в 3,5 раза». Он также подчеркнул успехи в некоторых аспектах интернационализации и рейтингах: «Удвоилось число иностранных студентов, а число сотрудников, имеющих опыт работы в ведущих мировых университетских центрах, увеличилось более чем в 10 раз. Как следствие, за этот срок число участников проекта, участвующих в мировых университетских рейтингах, увеличилось с пяти до 13, при этом в топ-400 этих рейтингов уже входят пять университетов – участников проекта».

Дмитрий Ливанов отметил важность предметных рейтингов и результаты вузов в них: «В силу исторических причин многие наши университеты характеризуются высоким уровнем научно-образовательных специализаций – это физика, естественные науки, математика, информационные технологии. Поэтому наряду с институциональными мы отслеживаем и предметные международные рейтинги. Здесь у нас тоже значимое продвижение, в разных предметных рейтингах на позиции в топ-200 наши вузы отмечены уже 14 раз. Это Новосибирский госуниверситет, МФТИ, МИФИ (в рейтинге по физике и математике), Высшая школа экономики (в рейтинге по социально-гуманитарным наукам). Активно продвигаются Казанский федеральный университет, Томский университет, Петербургский политех и так далее».

В заключении своей речи глава Минобрнауки России остановился на вопросах международного сотрудничества, модернизации системы управления университетами, смещения акцентов Проекта с поддержки общесистемных мероприятий к поддержке отдельных приоритетных направлений и тех структурных подразделений университетов, которые обеспечат быстрое их развитие, решения задач в научно-технологической сфере и распространения лучших практик Проекта для других университетов.

На заседании Правительства РФ также выступили ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский и генеральный директор «Росатома», председатель наблюдательного совета Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Сергей Кириенко, которые рассказали о процессах реальных изменений и трансформаций в ТГУ и МИФИ. Эдуард Галажинский отметил, что Проект 5-100 «является не просто субсидиарной поддержкой нашего развития, а очень мощным средством пересборки российского образования и выхода его на авангардные позиции. На мой взгляд, сама программа является мощным стимулом, драйвером формирования сообщества ведущих российских университетов, обмена опытом и в некотором смысле зоной ближайшего развития всей системы российского образования». Сергей Кириенко поддержал его слова и заявил: «Мы подключились к программе изначально, и должен сказать, что она работает. Люди внутри МИФИ по-другому начинают рассуждать. Я впервые вижу, что они рассуждают на том уровне, на котором рассуждают корпорации, конкурирующие на рынке. Они думают о стратегии, они думают, в чём их конкурентные преимущества. Это, на мой взгляд, самое качественное изменение и крайне важное».

Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова заявила, что ее ведомство горячо поддерживает Проект 5-100 и отметила, что в 2015 в Проект вошел первый отраслевой вуз – Первый МГМУ им. Сеченова. Она добавила: «Твёрдо можно констатировать, что те целевые показатели, которые выставляет этот проект, чрезвычайно значимы, повышают планку развития вуза и перестраивают программу развития. Мы сейчас готовим целую плеяду наших медицинских университетов к тому, чтобы они принимали участие в дальнейших конкурсных процедурах и развивались во всех случаях по программам, близким к той, которую предлагает Минобрнауки».

Президент Российской академии наук Владимир Фортов подчеркнул, что «действительно цифры очень впечатляющие, и, конечно, это движение в правильном направлении» и призвал в будущем обратить внимание на научную сторону дела, отметив, что «потенциал Академии наук должен быть использован, и мы готовы этим заниматься».

В заключение глава Правительства РФ Дмитрий Медведев заявил: «Будем считать, что всё-таки мы находимся, несмотря на различные нюансы, на правильном пути по развитию ведущих университетов. Поддержку мы продолжим, деньги будут распределены и университеты их получат. Надеюсь, они их будут тратить рационально и добиваться вот тех самых успехов, на которые мы рассчитываем. Потому что, повторю то, с чего сегодня начал, конечно, нам нужны эти рейтинги не ради самих рейтингов, а ради того, чтобы были качественные знания». Он добавил: «А что касается лучшего использования научных критериев, то здесь сомнений быть не может, мы должны делать всё, для того чтобы развивалась университетская наука, и, соответственно, эта наука должна быть одним из ключевых индикаторов в рамках этих рейтингов».