Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Виктор Кокшаров: «Наша мечта – создать в центре Евразии университет мирового класса»

11 февраля 2016 года

11 февраля пленарной сессией по лучшим практикам Уральского федерального университета открылся XV семинар-конференция Проекта 5-100 в Екатеринбурге. Ректор Виктор Кокшаров рассказал, как УрФУ преодолевает путь от «образовательной машины» к университету, базирующемуся на исследовательской и инновационной деятельности. «Наша мечта – создать в центре Евразии университет мирового класса», - сказал ректор.

По словам спикера, вуз становится предпринимательским, его инновационная деятельность уже начинает приносить доход. В УрФУ существует разветвленная система вовлечения молодежи в технологическое предпринимательство, создан Фонд развития инноваций. Вуз также играет важную роль в программе возрождения и развития Уральской инженерной школы и подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса. Создание и деятельность Высшей инженерной школы является основой для построения центра образования мирового уровня, подчеркнул Виктор Кокшаров. Один из ключевых партнеров университета - Уральская горно-металлургическая компания. Совместно с промышленным гигантом основан Технический университет УГМК и лабораторный корпус, оснащенный по последнему слову техники.

В числе инициатив последних лет ректор отметил появление Центра лингвистической поддержки научно-коммуникационной активности преподавателей и научных сотрудников, Центра исследований БРИКС, Центра по обучению английскому языку с возможностью сдачи экзаменов на соответствующие сертификаты. Предмет гордости университета – исторический журнал Quaestio Rossica, который за полтора года своего существования вошел в основную коллекцию Web of Science. «Это показывает, что российские университеты могут создавать журналы мирового уровня и быстро продвигать их в международных базах данных», - заключил Виктор Кокшаров.

Среди особенностей УрФУ спикер назвал вовлечение студентов во все сферы деятельности, включая реализацию программы повышения конкурентоспособности в рамках Проекта 5-100. Университет активно использует ресурсы Ассоциации выпускников с филиалами в разных странах, развивает эндаумент.

Еще один козырь УрФУ - международный конкурс для школьников «Тест-драйв». Во время проведения конкурса ребята из России, Армении, Казахстана и других стран живут в кампусе, занимаются в университетских лабораториях, слушают лекции преподавателей. Школьники «примеряют» на себя студенческую жизнь, а затем многие из них возвращаются уже в качестве абитуриентов.

Рассказ об отдельных направлениях деятельности УрФУ продолжили коллеги Виктора Кокшарова. Василий Третьяков, заместитель проректора по учебной работе, посвятил свое выступление работе в области открытого образования.  «Одним из важнейших этапов развития открытого образования является изменение модели управления образовательными программами, введение роли руководителя программ. В прошлом году у нас были назначены руководители всех образовательных программ магистратуры и бакалавриата». Именно они, уверен спикер, могут стать драйверами развития сетевого взаимодействия между университетами и активного использования контента, созданного в других вузах.

Заместитель проректора по учебной работе Олег Ребрин рассказал о центрах непрерывного профессионального образования. Круг их задач не ограничивается лишь образовательной деятельностью: это взаимодействие университета и промышленных партнеров в сфере научно-исследовательских работ и внедрения, конкурсы инженерного мастерства, профессиональные стандарты, профориентация школьников. «К нам приходят более подготовленные, более мотивированные ребята», - резюмировал господин Ребрин. Один из таких центров недавно основан в партнерстве со знаменитым Уралвагонзаводом.

Проректор по науке Владимир Кружаев посвятил свой доклад развитию научного блока в рамках участия УрФУ в Проекте 5-100. По его мнению, важнейшей составляющей здесь стало создание в университете центров компетенций по четырем приоритетным направлениям: «Информационные технологии и человек в информационном обществе», «Энергетика, ресурсосбережение и рациональное природопользование», «Гибкие технологии и новые материалы», «Живые системы и здоровье».

Особенностями организации инновационной экосистемы в УрФУ поделилась Надежда Терлыга, заместитель первого проректора. По словам спикера, в университете инновационная деятельность интегрирована в образовательные технологии. За 4 года работы инновационной инфраструктуры вуз создал мощную систему поддержки интеллектуальной собственности, инновационного маркетинга, технологических сервисов, внедренческих центров, обеспечил кадровую поддержку, сообщила Надежда Терлыга.

Уральский федеральный университет координирует два масштабных международных проекта - Лигу университетов БРИКС и Сетевой университет БРИКС, в частности, разработку всех нормативных документов по второму проекту. Об этом аспекте деятельности вуза рассказал Максим Хомяков, проректор по международным связям. Для этих целей в УрФУ был основан Центр исследований БРИКС. Россия выступила с инициативой создания центров превосходства по различным дисциплинам. Первый такой центр – по материаловедению – планируется открыть на базе УрФУ. Кроме того, в апреле 2016 года в Екатеринбурге пройдет первая конференция Сетевого университета с участием 60 ректоров из вузов стран БРИКС.

Презентацию лучших практик УрФУ завершил первый проректор Дмитрий Бугров. Он представил Международный центр исторической русистики, появившийся в университете в 2014 году в рамках мероприятий по повышению конкурентоспособности. В числе приоритетов центра - прикладные и междисциплинарные исследования, фокус внимания на российской истории как части всемирной, поиск вузов-партнеров, которые занимают высокие позиции в предметном рейтинге QS History. Спикер уверен, что история России способна вызвать интерес в глобальном научном сообществе.