Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Проект 5-100 на международной образовательной выставке China Education Expo в Китае

28 октября 2014 года

Участники Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров представили международному сообществу свои образовательные возможности на ежегодной выставке в Пекине с 25 по 26 октября.

Крупнейшее в Китае международное образовательное мероприятие – China Education Expo (CEE-2014), организованное Китайской ассоциацией по международному обмену в области образования (CEAIE), в этом году объединило более 500 университетов из 42 стран, включая США, Великобританию, Канаду, Францию, Австралию, Израиль, Японию, Германию. CEE-2014 посетили свыше 30 000 тысяч человек, две трети из которых студенты китайских колледжей, планирующие продолжить обучение за границей. Как сообщила менеджер оргкомитета Лили Цзоу, новшество 2014 года – возможность записать и загрузить на сайт выставки видеообращение или презентацию своего университета еще до начала мероприятия.

Стенд Проекта 5-100 стал частью единой экспозиции Министерства образования и науки Российской Федерации и вызвал прогнозируемый интерес посетителей выставки и китайских средств массовой информации.


Помимо непосредственно выставки, Проект 5-100 принял участие в деловой программе Китайской ежегодной конференции по международному образованию, которая шла параллельно работе выставки. 26 октября в рамках конференции состоялся семинар, посвященный российско-китайскому сотрудничеству в сфере международного высшего образования. В семинаре участвовали 12 китайских вузов и 15 университетов Проекта 5-100, а также представители Министерств образования обеих стран.

С приветственным словом к участникам совместного семинара обратился Ю Джихай (Yu Jihai) – заместитель директора департамента Международных отношений Министерства образования Китая. Он рассказал о современном состоянии китайской системы образования, в том числе о реформах Академии наук и грантовой системы, а также о ходе реализации национальных проектов повышения конкурентоспособности, которые являются аналогами Проекта 5-100. Цель, поставленная правительством перед Проектами 211 и 985 – появление в XXI веке сотни китайских университетов, лидирующих на глобальном уровне, и ряда перспективных научных дисциплин в этих высших учебных заведениях. «Университеты, участвующие в этих инициативах, - подчеркнул Ю Джихай, – уже внесли большой вклад в развитие экономики и общества КНР».

Встреча продолжилась выступлением Николая Тойвонена, директора Международного департамента Минобрнауки России. Он назвал семинар чрезвычайно важным мероприятием для укрепления дружественных связей между братскими народами. В своем выступлении Николай Тойвонен коснулся реализуемых в данный момент русско-китайских партнерских проектов, рассказал о ходе реформ системы высшего образования РФ и Академии наук. «Все ведущие мировые университеты строят свою экономику на знаниях. Высокая наука сейчас является основным драйвером университетов, на базе которой строится и развивается инновационная деятельность», – заметил Николай Рудольфович. Далее он подробно остановился на проекте в области международного партнерства, рассказав о заключении соглашения между МГУ им. М.В. Ломоносова, Пекинским политехническим университетом и мэрией города Шэньчжэнь (провинция Гуандун) о создании нового университета, призванного обеспечивать кадрами российско-китайское партнерство по совместным направлениям.

Также он перечислил основные аспекты, на которые будет делаться упор в российско-китайском сотрудничестве вообще: научная и инновационная составляющая партнерства, коммерциализация и трансфер технологий, межвузовское взаимодействие в рамках стран БРИКС. «Одно яблоко у меня и моего партнера, обменялись – у каждого из нас по одному яблоку. Одна идея и у меня и партнера, обменялись – у каждого из нас по 2 идеи. Эта та самая синергия, которую мы достигнем с нашими китайскими партнерами», – заявил Николай Тойвонен, подводя итог своему выступлению.

Далее слово было предоставлено Виктору Коннову, руководителю представительства Россотрудничества в КНР, директору Российского центра науки и культуры в КНР, советнику Посольства Российской Федерации в КНР. Он рассказал о подписании соглашения о сотрудничестве китайских вузов с российскими университетами. Программа сотрудничества, в которой принимают участие около 50 вузов России, запущена в рамках мер по продвижению российского образования на международный уровень. В своем выступлении Виктор Коннов обозначил конкретные шаги в этом направлении. Так, по квотам Министерства образования и науки Российской Федерации в прошлом году около 700 китайских студентов смогли обучаться в России бесплатно. Благодаря олимпиаде «Время учиться в России» в выпускных классах китайских средних школ была организована сдача экзаменов, и наиболее успешные школьники получили возможность приоритетного поступления в российские вузы. Среди российских университетов нормальной практикой стало заключение соглашений с китайскими средними школами. В качестве примера Виктор Коннов привел Уральский федеральный университет, подписавший соглашение с пятью школами Китая, в том числе школой, расположенной в отдаленном автономном регионе Внутренняя Монголия. «В России комфортно, безопасно и самое время учиться», – в заключение сказал Коннов.

Генеральный секретарь CEAIE Шэнь Джаньсю (Sheng Jianxue) в своем обращении к участникам встречи подчеркнул, что усилия двух стран направлены на одну цель – укрепление конкурентоспособности университетов на международном рынке к 2020 году. Он отметил огромную роль подобных семинаров в укреплении российско-китайского партнерства, их продуктивность в качестве площадок для обмена опытом, а также напомнил об эффективности совместной подготовки специалистов. Шэнь Джаньсю выделил четыре перспективных возможности для дальнейшего развития в этом направлении: активное участие в оценке международных образовательных программ (центры для оценки качества международного образования уже созданы); организация сетевого взаимодействия для участников Ассоциации, которая включает в себя 500 университетов; проведение Китайской ежегодной образовательной конференции, в рамках которой на базе русско-китайского семинара может быть создана платформа для международного образования в Азии; активное содействие местных и федеральных властей в области развития международных образовательных связей. Сейчас Ассоциация, напомнил ее генеральный секретарь, проводит зимние и летние лагеря для китайских и русских школьников, фестивали искусств и конференции искусств. «У русских есть поговорка – „Большому кораблю – большое плаванье“, китайский аналог − „Если есть сильный ветер в парусах, то корабль будет плавать далеко“. Уверен, что русско-китайское сотрудничество пойдет далеко». Уверен, что русско-китайское сотрудничество пойдет далеко», - заверил собравшихся Шэнь Джаньсю. 

В продолжение встречи исполнительный директор Проектного офиса 5-100 Георгий Рудницкий выступил с презентацией Проекта и рассказал о ходе его реализации, достижениях и перспективах, а также форматах возможного взаимодействия российских и китайских высших учебных заведений.

После этого участники семинара с обеих сторон сделали короткие представления образовательных возможностей своих университетов для иностранных студентов и преподавателей. Некоторые российские вузы, в частности Казанский федеральный университет и СГАУ им. академика С.П. Королева, пригласили китайских студентов, которые учатся в российских университетах, поделиться опытом обучения в России. Выступление непосредственных участников образовательного процесса, их живые впечатления, несомненно стали изюминкой встречи. Семинар завершился дискуссией с участием представителей российских и китайских университетов.

Российско-китайские образовательные проекты, что не раз подчеркивалось выступавшими на семинаре, обладают большим потенциалом. Согласно статистике, количество китайцев, обучающихся за рубежом, с каждым годом стремительно растет и в скором времени достигнет отметки в 500 000 человек. Как отмечают организаторы выставки, молодые люди из КНР, нацеленные на продолжение обучения в иностранном вузе, заинтересованы в непосредственном общении с поставщиками образовательных услуг. Это позволяет им оценить преимущества того или иного университета, обращаясь напрямую к его представителю. China Education Expo предоставляет хорошую возможность для такого общения. Учитывая емкость китайского образовательного рынка, присутствие Проекта 5-100 на подобном масштабном форуме способно привлечь внимание потенциальных абитуриентов к предложениям ведущих российских вузов.