Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Опубликован второй выпуск сборника «Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт»

03 октября 2014 года

В сборнике, подготовленном коллективом авторов под редакцией Г.В. Осипова и А.Л. Арефьева, представлены материалы о технологии формирования глобальных рейтингов университетов, участии в них российских вузов, в том числе победителей открытого конкурса на предоставление государственной поддержки ведущим университетам Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Авторы материалов – ректоры и преподаватели российских и зарубежных университетов, сотрудники научно-исследовательских институтов, а также других организаций, занимающихся разработкой и анализом рейтингов, в том числе Российской академии наук.

Книга стала продолжением предшествующего одноименного издания, посвященного рейтингам университетов как новому явлению в жизни российской высшей школы. Во втором выпуске анализируется опыт разных стран и международное сотрудничество в образовании, рассматриваются системные проблемы, с которыми сталкивается современная высшая школа. 

Сборник открывается статьей Г.В. Осипова и С.В. Климовицкого, посвященной опыту разработки и использования индикаторов для мониторинга национальных систем образования и образовательных учреждений в странах ЕС. Положение российских вузов в пространстве различных международных рейтингов освещается в статье Д.А. Рубвальтера, Ю.С. Богачева и В.П. Шестака. О необходимости привлечения внимания университетского сообщества к логике и результатам всех известных международных рейтингов идет речь и в статье А.В. Белоцерковского. В.А. Зернов рассуждает о роли частных учебных заведений в конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг. Анализ показателей эффективности работы российских вузов, используемых в ходе мониторингов, проводимых Минобрнауки России, составляет предмет статьи В.А. Винокурова.

По мнению группы российских исследователей (Н.Г. Кураковой, В.Г. Зинова, В.А. Коцюбинского, А.В. Сорокина), главное препятствие, которое может не позволить российским вузам войти в топ-100 лучших университетов мира – показатель цитируемости. Анализ публикационной активности российских университетов – участников Проекта 5-100, показавших за последние годы высокую динамику количества публикаций, сделан в материале Т.Н. Стукаловой. 

Индексу цитирования РИНЦ посвящена статья Е.И. Григорьевой и И.М. Ситдикова. Предмет статьи О.А. Еремченко, В.Г. Зинова и Н.Г. Кураковой – несоответствие структуры глобального и национального публикационного потока. Статья И.Э. Булыженкова и О.Н. Соловьева раскрывает методологию ранжирования одного из новых глобальных рейтингов – Round University Ranking. Пример еще одной рейтинга (регионального масштаба) приводится в статье А.А. Ходырева и Е.Ю. Филиппенко. 

Последствия бюрократизации научно-образовательной среды на примере регионального вуза рассматриваются в статье В.П. Бабинцева. О возможном кризисе профессионального образования в отсутствие коренной его перестройки говорится в статье Ф.Э. Шереги. 

Проблемы доступности и качества профессионального образования анализируются в статье А.Г. Ключарева. По мнению М.В. Кочеткова, реформирование российского высшего образования на протяжении последних 15 лет сыграло скорее негативную роль. 

О важности мониторинга трудоустройства выпускников вузов говорится в статье коллектива авторов из Петрозаводского государственного университета. Оптимизации деятельности вузов путем их реорганизации в форме слияния и присоединения посвящена статья А.В. Меликян. 

В статье Ф. Альтбаха речь идет о слабом участии таких авторитетных организаций, как ЮНЕСКО и ОЭСР, в глобальных научно-исследовательских проектах.

Теме исследований и академических программ в области высшего образования посвящен материал Международного круглого стола в Шанхайском университете транспортных коммуникаций «Цзяотун» (где составляется глобальный рейтинг лучших университетов мира ARWU). 

К. Макгрегор в своей статье освещает тему исследовательских университетов развивающихся стран и стран со средним уровнем дохода. В полемической статье Х. де Вита и Ф. Хантер авторы рассуждают о будущей роли Европы в мировом высшем образовании и изменении значения интернационализации как основы конкурентоспособности образования.

О том, как обеспечить прозрачность и повысить доверие к трансграничному образовательному сотрудничеству, говорится в статье Л. Бишофа. Роль взаимного обучения иностранных студентов, в том числе для вузов – участников Проекта 5-100, рассматривается в статье А.Л. Арефьева. В материале, подготовленном Е. Соломенски, показан опыт Германии в подготовке высококвалифицированных кадров.

Данное издание адресовано руководителям, преподавателям, аспирантам и студентам университетов – участников Проекта 5-100 и других университетов, а также всем интересующимся вопросами международного образования, глобальными и национальными рейтингами университетов, возможностями повышения конкурентоспособности российского высшего образования.