Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Под знаком ребрендинга - университеты Финляндии делятся опытом

28 сентября 2015 года

23-26 сентября в рамках мероприятий по повышению эффективности работы пресс-служб представители вузов-участников Проекта 5-100 прошли стажировку в ведущих университетах Финляндии, которая была организована коммуникационным агентствомNewton.PR&Communications.

С участниками стажировки лучшими практиками поделились сотрудники Университета Хельсинки, который находится на 67 месте в академическом рейтинге ARWU и ставит амбициозную цель попасть в топ-50. Кирсти Лемусто (Kirsti Lehmusto), директор по коммуникациям, рассказала про недавний ребрендинг университета, направленный на создание имиджа вуза, открытого миру. Основой рекламной кампании стал слоган Science can be branded, а в ее визуальном ряде были отражены научные направления университета, рассказанные доступным языком для широкой аудитории. Что примечательно, на некоторых рекламных плакатах публика могла увидеть выдающихся ученых университета.

В рамках популяризации науки университет сделал ряд оригинальных ходов. Одной из таких удачных находок стало уютное научное кафе (Science cafe & bar shop), где проводятся ThinkTalks, на которых ученые делают презентации по определенным темам, а любой желающий может купить издания вуза, сувениры или просто выпить чашку кофе. Среди самых популярных тем после открытия кафе значится «Новая Россия» (New Russia). Еще одно ноу-хау Университета Хельсинки - Vox-Forum, проходящий 4 раза в год, куда приглашаются по 3 ученых и 3 журналиста, и они попарно высказывают свое мнение на актуальные проблемы современности. Этот формат пользуется большой популярностью и обычно собирает около 700 человек.

Российским гостям также рассказали о привлечении студентов из-за рубежа. По словам сотрудников вуза, студенты из России составляют около 17% от числа иностранных учащихся магистратуры, уступая по количеству лишь представителям Китая. В числе элементов промокампании были названы образовательные выставки, реклама на образовательных порталах, социальные сети и блоги на сайте, а также активная работа «амбассадоров» университета.

Взаимодействие с выпускниками стало одной из центральных тем стажировки в Университете Аалто. Его представитель Кайса Хёлття (Kaisa Hölttä) остановилась на работе университетского сайта, синхронизированной с LinkedIn специальной сети AlumniNet, портала для выпускников вуза, с помощью которых бывшие студенты узнают о новостях, мероприятиях и акциях вуза, общаются в тематических группах. Кроме того, коллеги из Университета Аалто поделились опытом работы с различными каналами коммуникации, включая сайты, соцсети, рассылку новостных вестников, общение с прессой, и способами измерения их эффективности. 

В рамках расширения профессиональных связей технологических университетов участники стажировки встретились с представителями коммуникационного департамента Лаппеенрантского технологического университета (LUT), который находится в группе «276-300» в академическом рейтинге Times Higher Education (THE) и занимает 31-е место в рейтинге молодых вузов THE Under 50. Директор по коммуникациями Марьо Лойса (Marjo Loisa) познакомила российских коллег с удачным кейсом ребрендинга университета в 2009 году под слоганом “Trailblazer - Show the way. Never follow”, который обновил стратегию вуза и помог в привлечении иностранных студентов. Госпожа Лойса также рассказала о структуре коммуникационного департамента и его принципах работы: фокус на целевой аудитории, а не на количестве людей, и на качестве публикаций, а не на их объеме. Лейла Армила (Leila Armila), координатор клуба выпускников, поделилась инструментами эффективного выстраивания отношений с бывшими студентами. 

Директор по международным отношениям Янне Хокканен (Janne Hokkanen) подробно остановился на методах привлечения иностранных студентов, отметив, что около 30% учащихся приезжает из России. В конце визита российскую делегацию познакомили с получившей международное признание концепцией Green Campus, которая заключается в ориентировании на "зеленую" энергию и технологии. Реализуя концепцию «зеленого кампуса», в LUT была создана одна из самых больших в Финляндии систем солнечных батарей, находящаяся на крыше университета, собственная ветряная мельница для выработки энергии, электромобиль, элетромотоцикл и электроавтобус, а также был реализован эффективный принцип переработки отходов.

Вопросы профессионального взаимодействия и обмена лучшими практиками активно обсуждались и представителями классических университетов. Коллеги из Университета Тампере, который пользуется невероятной популярностью среди абитуриентов, поделились своим опытом эффективного продвижения вуза. Катя Каннонлахти (Katja Kannonlahti), директор по коммуникациям, рассказала, что ежегодно в университет подают заявки 20 тыс. человек, из которых принимают только 1900 студентов. На вопрос о причинах такого интереса, госпожа Каннонлахти ответила, что и город, и университет имеют хорошую репутацию, подкрепляемую многочисленными отзывами студентов и выпускников, и вуз предлагает большое количество дисциплин - от медицины до театра. Директор по коммуникациям подробно рассказала о взаимодействии со СМИ, отметив, что около половины профессоров университета активно комментируют журналистам свои исследования. Раз в год сотрудники пресс-службы собирают журналистов, чтобы рассказать о достижениях университета, а иногда устраивают мероприятия для СМИ по одной важной теме.

Представители университета поделились с российскими коллегами наработками по привлечению иностранных студентов и работе с выпускниками. В обоих случаях активно используются социальные сети, при этом для рекрутинга российских студентов университет недавно запустил проект с русской студенткой, которая в своем блоге рассказывает многочисленным подписчикам о жизни и учебе в Тампере. В коммуникации с выпускниками университет делает ставку не просто на встречи, а на групповые поездки в различные города, где живут его бывшие студенты. Эта идея вдохновила российских специалистов и, возможно, будет применена на практике. 

Как и во время предыдущей поездки в США, участники программы обучения продолжили знакомство с ключевыми игроками национального медиарынка. Антеро Мукка (Antero Mukka), главный редактор одной из крупнейших газет Финляндии Helsingin Sanomat, познакомил гостей тренинга с газетой и принципами работы редакции. Он отметил, что издание активно сотрудничает с ведущими учебными заведениями страны, в том числе с Университетами Хельсинки и Аалто. Отвечая на вопрос одного из участников тренинга, не помешают ли напряженные отношения между Россией и Западом сотрудничеству между газетой и российскими вузами, господин Мукка ответил, что редакционная политика издания независима и редакции были бы очень интересны российские научные новости.

Редактор научных новостей Юкка Руукки (Jukka Ruukki) рассказал о востребованности в Финляндии такого рода информации согласно последним исследованиям. По уровню популярности новостей у финнов наука находится на третьем месте, уступая лишь проблемам окружающей среды и спорту. У издательского дома, выпускающего газету, также есть ежемесячник Tiede с самой большой аудиторией в стране среди журналов формата «популярная наука».

По итогам встречи сотрудники Helsingin Sanomat и пресс-служб вузов-участников Проекта 5-100 обсудили, какие сообщения могли бы быть интересны для газеты и договорились информировать редакцию об исследовательских достижениях университетов.

В целом, стажировка в Финляндии была крайне полезна обеим сторонам - российские специалисты познакомились с лучшими кейсами и практиками финских университетов, но и коллеги из Финляндии были заинтересованы некоторыми креативными идеями пресс-служб вузов-участников Проекта 5-100.