Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Главный редактор Webometrics: интернет-решения должны быть частью стратегии вуза

24 сентября 2015 года

23 сентября представители ведущих отечественных вузов (как уже вовлеченных в Проект 5-100, так и планирующих к нему присоединиться) приняли участие в семинаре «Мировая известность российских университетов в интернет-пространстве с точки зрения рейтинга Webometrics», организованном совместно Проектным офисом и НИЯУ МИФИ.

Напомним, что Webometrics оценивает уровень присутствия университетов в глобальном интернет-пространстве.  От лица составителей Webometrics, испанской лаборатории Cybermetrics, на семинаре выступил глава этой исследовательской группы и по совместительству главный редактор рейтинга Исидро Агильо.

Спикер, опираясь на информацию на сайтах вузов – участников Проекта 5-100, которая анализируется в ходе исследования рейтингом Webometrics, указал на типичные недоработки при работе с контентом и перечислил меры, необходимые для продвижения в Webometrics. Одним из факторов роста профессор Агильо назвал вовлечение всех, кто причастен к вузу, в том числе высшего руководства, научных сотрудников, библиотекарей, выпускников в производство контента для университетского сайта и его страниц в социальных сетях. «Обязательно привлекайте всех, не только сотрудников отделов IT и PR», - порекомендовал эксперт. Среди прочих рецептов успеха спикер назвал развитие институционального репозитория (онлайн-хранилища для научных публикаций и исследований университета), создание подробных профилей авторов статей и профессоров на сайте, увеличение объема англоязычного материала, активную работу с соцсетями и Wikipedia, хостинг сторонних организаций, которые могут быть полезны вузу (например, местного научного музея или библиотеки). «Интернет-решения должны быть частью стратегии развития университета», — подвел итог спикер.

Выступление испанского эксперта предварял круглый стол «Лучшие практики международного интернет-продвижения ведущих российских университетов, обсуждение методики и результатов рейтинга Webometrics», на котором ведущие российские эксперты рассказали о достоинствах и недостатках рейтинга.

Начальник аналитического отдела Управления академической экспертизы НИУ ВШЭ Иван Стерлигов посвятил свой доклад индикатору “Excellence” – одному из четырех показателей, используемых в методологии Webometrics.

Надежда Полихина (заместитель исполнительного директора Проектного офиса Проекта 5-100) коснулась недавних изменений методологии Webometrics: изменились «веса» различных индикаторов, с лета 2015 года ранжируются только круглосуточно доступные сайты, при наличии у вуза более одного сайта учитывается более новый (а не лучший из двух, как было ранее). Большее внимание в докладе было уделено борьбе составителей Webometrics с так называемыми «плохими практиками», которые используют вузы разных стран: дроблением статей на более мелкие фрагменты, накруткой входящего трафика, созданием искусственных ссылок на основной домен.

Проректор НИЯУ МИФИ Владимир Ужва предостерег, что быстрых побед в Webometrics ждать не стоит: «Оценка идет за 5 лет, и если думать о победе сегодня, то нужно было начинать работать заранее». Переходя к позиции НИЯУ МИФИ в рейтинге, спикер подчеркнул, что вуз занимает в рейтинге 4-е место среди российских университетов, и его сильной стороной является высокая цитируемость публикаций.

«Рассчитывать на особое отношение тем вузам, которые находятся вне пределов первых двух сотен не приходится. Все изменения, которые вносятся в рейтинги, не учитывают интересы этих вузов, но могут по ним очень сильно ударить», - отметил Алексей Окунев, проректор НГУ по внешним связям. Он также указал на «закрытость» некоторых параметров. В частности, для измерения числа внешних ссылок потребуются специальные платные инструменты. Еще больше усилий придется приложить, чтобы сравнить свои параметры относительно чужих, заметил господин Окунев.

Его поддержала Мария Дидковская, начальник Управления интернационализации Университета ИТМО: «Мы можем только догадываться, какие из наших усилий результируются в изменениях. В этих условиях достаточно сложно выбирать вектор приложения усилий к нашим веб-ресурсам».

После семинара состоялся мастер-класс для директоров по IT, веб-мастеров и других IT-специалистов вузов, сотрудников электронных библиотек и репозиториев, на котором профессор Агильо продемонстрировал, какие сторонние открытые инструменты используются при составлении рейтинга Webometrics, и как специалисты университета могут ими пользоваться и до известной степени следить самостоятельно за динамикой показателей, которые учитываются рейтингом. Он подчеркнул, что небольшие изменения в методике рейтинга происходят для того, чтобы исключить «плохие практики» недобросовестных университетов, а также отметил, что ни один университет из России не был замечен в недобросовестной конкуренции в рейтинге Webometrics.