Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


ТГУ и UFMG планируют совместные академические обмены, исследования и стартапы

28 июля 2015 года

Первым участником программы краткосрочных обменов между ведущими российскими и бразильскими вузами стала заведующая Междисциплинарной лабораторией компьютерного моделирования и анализа конденсированных сред, профессор физико-технического факультета Томского государственного университета, доктор физико-математических наук Светлана Баранникова. Она посетила Федеральный университет Минас-Жерайс (UFMG), расположенный в городе Белу-Оризонти.

Госпожа Баранникова ответила на вопросы портала www.5top100.ru и поделилась своими впечатлениями от пребывания в одном из сильнейших вузов Латинской Америки и общения с бразильскими коллегами.

Светлана Баранникова: Программа поездки была насыщенной и включала личные встречи и обсуждения с администрацией университета, экскурсии по лабораториям, научные дискуссии с исследователями, семинары, посещение Департамента науки, технологии и высшего образования правительства штата Минас-Жерайс, посещение Академии наук Бразилии в Рио-де-Жанейро, технопарка и промышленных предприятий. По итогам встречи с представителями руководства штата Минас-Жерайс было подготовлено соглашение о сотрудничестве между Томским государственным университетом и вузами штата.

Большое впечатление на меня произвели научные исследования, выполняемые сотрудниками лабораторий Инженерной школы, в частности, в области дизайна уникальных летательных аппаратов и междисциплинарный характер исследований, включающий ученых из биологических, физических и инженерных наук.

Как в Томском государственном университете принималось решение о том, кто примет участие в программе обмена?

С.Б.: Важными факторами при отборе стало участие кандадатов в программе кадрового резерва ТГУ и стратегических сессиях по развитию университета под руководством профессора А.Е. Волкова, ведущего мирового эксперта в области образовательной политики России, а также достаточное знание английского языка. В плане языка весьма полезными оказались курсы повышения квалификации: занятия по академическому письму под руководством Дж. Коллантай и академическому английскому под руководством Ю.М. Лирмака.

Какие цели ставил перед Вами ТГУ?

Расширение сотрудничества в образовательной и научной сфере, оценка возможности академических и научных обменов, ознакомление с направлениями научных исследований в Федеральном университете Минас-Жерайс.

Участвовали ли Вы ранее в каких-либо схожих программах? Если да, то в каких и где?

Ранее я проходила научные стажировки в рамках повышения квалификации программы развития ТГУ в университетах Финляндии и Швеции.

Каковы приоритеты будущего сотрудничества ТГУ и Университета Минас-Жерайс? Какие основные направления научного взаимодействия удалось наметить?

В числе приоритетов - проведение академических обменов, совместных летних школ, научных семинаров, обучение студентов из UFMG на основных образовательных программах и в рамках включённого обучения в ТГУ, и обучение студентов ТГУ на основных образовательных программах и в рамках включённого обучения в Федеральном Университете Минас-Жерайс, реализация совместных культурных и научных проектов.

Что касается совместных научных исследований, то для бразильцев особый интерес представляют биоинженерия, аэрокосмическая отрасль и робототехника. Мы наметили научное взаимодействие с сотрудниками лаборатории механики композиционных материалов, занимающихся разработкой новых материалов, упрочненных углеродными нанотрубками; а также с сотрудниками лаборатории электронной структуры, изучающих моделирование двухмерных материалов.

Двое ученых из этих лабораторий приглашены для участия в Международной конференции «Теория электронной структуры для ускоренной разработки конструкционных материалов» в октябре 2015 года в Москве. Во время визита бразильских коллег в Россию мы надеемся продолжить обсуждение совместных проектов.

Стоит отметить перспективу запуска совместной программы обмена опытом по стартапам и акселерационных программ технопарка BHTech. В бразильском технопарке российским проектам будет предоставлено рабочее место на три месяца, в то время как бразильские стартапы смогут поработать в российских городах и наладить контакты с местными потребителями их продукции.

Какие меры предпринимает UFMG для развития академической мобильности?

В структуру управления международных отношений входят пять центров по обмену студентов из стран Африки, Латинской Америки, Европы, Индии и Дальнего Востока. Университет заинтересован в проектах Network Open University и BRICS Network University, и уже участвует в программе Science without borders, в рамках которой студентам и аспирантам оплачивают стажировки и обучение за рубежом на срок до одного года.

Как устроена система оценки результативности исследователей в UFMG? Могут ли какие-либо инструменты оценки, реализованные в UFMG, быть использованы также в ТГУ?

В Бразилии существует классификация профессоров. Нижний уровень предусматривает получение только стипендии от Бразильского Национального совета по научному и техническому развитию (CNPq), и такие сотрудники проходят аттестацию каждые три года. Высший уровень имеет подуровни А1, А2, B, C, D и предполагает дополнительно к стипендии выделение гранта на поездки и оборудование. Профессора наивысшего уровня А1 проходят аттестацию каждые 5 лет, остальные - каждые 4 года. Получение грантов является не столько финансово значимым, сколько престижным. Участвовать в крупных грантах могут только профессора уровня А1.

В университете разработана уникальная система открытого доступа SOMOS для оценки и стимулирования деятельности профессоров. Подобная система, включающая базу данных о публикациях, патентах, руководстве студентами и аспирантами, может быть использована в ТГУ.

Индивидуальный рейтинг вычисляется как сумма баллов за публикации в рецензируемых периодических журналах, монографии, патенты, за научное руководство студентами, аспирантами и пр. Если у профессора набирается необходимое количество баллов и имеется большое количество статей, то учебная нагрузка может быть уменьшена. Данные университетской базы SOMOS автоматически обновляются из национальной платформы Lattes.CNPq, где каждый ученый, преподаватель и студент Бразилии имеет персональную страницу в открытом доступе, куда в обязательном порядке ежегодно вносит сведения о читаемых курсах, публикациях, участии в конференциях, грантах, патентах, руководстве выпускными работами бакалавров, магистров, аспирантов, докторантов, премиях, заслугах, членстве в научных сообществах и т.д.

В чем перспективность сотрудничества ТГУ с другими университетами штата Минас-Жерайс и Бразилии?

Мы рассчитываем на увеличение в ТГУ количества бразильских студентов, расширение тематик летних школ и другие виды образовательного и научного сотрудничества. Для студентов ТГУ привлекательными являются учебные курсы на английском языке - изучение культуры Бразилии и Латинской Америки, политической истории Бразилии, посещение исторических городов. Кроме того, нашим студентам интересна возможность изучения португальского языка

Какие лучшие практики бразильских университетов могут взять на вооружение российские вузы?

Мне показалась довольно интересной практика оценки качества образовательных программ университетов Бразилии по критериям, разработанным Федеральным агентством по развитию высшего образования (CAPЕS) по шкале от 1 до 7. Из 78 образовательных программ, реализуемых UFMG, 70% имеют высшие оценки от 5 до 7. Этот показатель является важнейшим для работодателей и имеет большое значение при принятии решения об объеме выделяемого государственного финансирования на нужды университета.  В критерии оценки входят интеллектуальная продукция, статьи в журналах (по классификации QUALIS по уровням А1, А2, B1-B5, C), число профессоров (по классификации CNPq), структура образовательных курсов и научных лабораторий.

Новые знания, международные контакты, уникальный опыт – все эти возможности открыты для сотрудников ТГУ благодаря началу реализации программы обменов для сотрудников вузов-участников Проекта 5-100 и ведущих университетов Бразилии.