Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Спикеры Форума IREG: Проект 5-100 - яркая инициатива развития образования в России

16 июня 2015 года

11-12 июня 2015 года в датском Ольборге прошел форум, организованный Всемирной обсерваторией рейтингов IREG (IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence) совместно с Ольборгским университетом. В этом году российская делегация включала представителей и руководителей более 10 вузов, из них более половины – участники Проекта 5-100, а также университеты, реализующие стратегии интернационализации, сходные по целям со стратегиями участников Проекта. В рамках форума состоялись переговоры представителей Проекта 5-100 и Министерства развития Турции - ведомства, курирующего в этой стране высшее образование.

Обсудить роль предметных рейтингов в оценке эффективности вузов собрались порядка 140 специалистов в области высшего образования из более чем 30 стран: руководители ведущих европейских и азиатских вузов, представители крупнейших мировых издательств и баз данных научных публикаций, рейтинговых и консалтинговых агентств. В нескольких презентациях зарубежных спикеров упоминался Проект 5-100 как новая яркая инициатива развития и интернационализации высшего образования в России.

В докладе Елены Чернышковой, заместителя исполнительного директора Проектного офиса 5-100, отмечалось, что российские университеты-участники Проекта 5-100 сталкиваются с похожими сложностями в планировании и реализации своих рейтинговых стратегий. Так, целый ряд аспектов университетской жизни не учтен или недостаточно учтен в большинстве ведущих рейтингов; жесткая ориентация на значимые для рейтингов измеримые показатели нередко подменяет суть и может повредить, а не помочь качеству процесса (например, в сфере подсчета публикаций или международного академического рекрутинга).

«Российские вузы-участники Проекта 5-100 достигли в 2015 году значительного прогресса. В частности, 4 из 15 университетов сумели войти в топ-100 предметных рейтингов QS и THE», - напомнила Елена Чернышкова. Тем не менее, по словам спикера, существует несколько общих вызовов, с которыми столкнулось большинство вузов-участников Проекта в после запуска стратегий интернационализации. «Среди таких барьеров - медленное изменение культуры высших учебных заведений, реализующих стратегию интернационализации: чем более влиятельным и известным университет был в прошлом, тем сложнее дается руководящей команде мысль о необходимости развития и изменений», - подчеркнула выступавшая. Продолжая мысль, госпожа Чернышкова также отметила непростой процесс управления изменениями, требующий от руководителей специальных навыков и компетенций; «недооцененность» российских университетов в международных рейтингах, связанную с тем, что значительная часть публикаций десятилетиями публиковалась на русском языке; недостаток управленческих компетенций в ряде сфер деятельности, необходимых для успешного развития университета (связи с общественностью, HR, фандрайзинг, IT, управление процессами).

Как реализуется стратегия развития вуза на практике, рассказал другой представитель Проекта 5-100 – ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров. Глава УрФУ выразил уверенность, что, несмотря на перечисленные в предыдущем докладе сложности, вузы – участники Проекта демонстрируют высокую сфокусированность и мотивацию успешно завершить начатые преобразования. По мнению ректора, развитие университета в правильном направлении непременно отразится на его позициях в академических рейтингах