Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Проект 5-100 представлен в докладе Европейской ассоциации университетов

02 февраля 2015 года

Европейская ассоциация университетов (EUA) опубликовала доклад, посвященный «инициативам академического превосходства» в различных странах континента. Документ стал первым из трех запланированных аналитических докладов на тему финансирования мероприятий по стратегическому развитию европейских вузов. Работа была проведена в рамках специального проекта DEFINE (Designing strategies for efficient funding of higher education in Europe).

Европейская ассоциация университетов (EUA) опубликовала доклад, посвященный «инициативам академического превосходства» в различных странах континента. Документ стал первым из трех запланированных аналитических докладов на тему финансирования мероприятий по стратегическому развитию европейских вузов. Работа была проведена в рамках специального проекта DEFINE (Designing strategies for efficient funding of higher education in Europe). В поле зрения экспертов Ассоциации, помимо российского Проекта 5-100, попали «инициативы превосходства», реализуемые в Финляндии, Франции, Германии, Испании и других странах.

Европейская ассоциация университетов сотрудничает приблизительно с 850 вузами из 46 стран мира. Организация появилась в 2001 году в результате слияния Ассоциации европейских университетов и Конфедерации конференций ректоров Европейского Союза. Основные задачи EUA: содействие выработке стратегий, позволяющих вузам отвечать ожиданиям относительно их роли в будущем развитии общества знаний, предоставление информации о политических дебатах, которые оказывают влияние на развитие высшего образования, проведение мероприятий и исследований, развитие партнерства в области высшего образования между странами Европы и остальным миром с целью укрепления позиций европейских университетов на мировой арене.

Эксперты EUA проанализировали данные, собранные за период с середины 2000-х годов до 2014 года. Механизмы достижения академического превосходства, отмечают авторы доклада, в большинстве случаев касаются исследовательской деятельности. Тем не менее, ряд национальных программ направлен на усовершенствование преподавания. В качестве примеров приведены схема IDEFI, реализуемая во Франции и подразумевающая инновационные подходы в педагогике, и «Пакт качества преподавания» в Германии, цель которого – улучшение условий и содержательной составляющей работы университетских педагогов.

Аналитики подчеркивают разнообразие механизмов по селекции университетов, которым будут предоставлены особые условия. Эти механизмы отличаются от обычных конкурентных процедур при распределении средств между вузами, поскольку они характеризуются как «исключительные» и рассматриваются в качестве отдельных мер, выходящих за рамки существующих схем финансирования. Субсидирование, полученное университетами в результате обычного конкурсного отбора, часто направлено на поддержку определенных ученых, исследовательских коллективов или коллабораций, тогда как «инициативы превосходства» касаются институционального уровня. Подобные специальные программы, отмечают авторы документа, подразумевают повышение эффективности финансовых вложений.

Подробно остановившись на экономической составляющей амбициозных проектов в области высшей школы, составители доклада рассматривают прочие вызовы, связанные с реализацией «инициатив превосходства» в различных странах Европы, как, например, выбор приоритетных дисциплин и создание «кластеров превосходства». Эксперты касаются таких тем, как университетское лидерство и влияние проектов по повышению конкурентоспособности национального высшего образования на различные аспекты функционирования вузов.

В завершение авторы доклада приводят ряд рекомендаций, касающихся эффективности финансирования и оценки развития университетов, управления «инициативами превосходства», а также советы для университетов, которые участвуют или планируют свое участие в подобных программах.

Скачать доклад на английском языке

Скачать доклад на русском языке