Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Динамика в мировых рейтингах вузов стран, осуществлявших инициативы превосходства

08 октября 2014 года

Рейтинги пока далеки от совершенства. Большие споры вызывает адекватность критериев и параметров, или индикаторов, в соответствии с которыми ранжируются вузы. Связано это с тем, что до сих пор рейтинги удачно отражают только одну сторону деятельности университетов – научно-исследовательскую – в то время как образовательная и социальная миссии вузов остаются практически неохваченными.

В современном обществе знания являются одним из важнейших компонентов экономического и социального развития. Многие страны переходят к так называемой «экономике знаний» [1]. В подобных обстоятельствах возрастает роль высшего образования в целом и университетов в частности. Именно университеты имеют возможность активно способствовать развитию глобальной конкурентоспособной экономики, подготавливая хорошо обученных специалистов, проводя передовые исследования и осуществляя «трансфер знаний» из области чистой теории в область промышленного производства. Экономика некоторых стран, например, Дании или Швейцарии, в очень большой степени зависит от деятельности их вузов.

Естественно, что в создавшейся ситуации правительства многих стран стремятся повысить качество системы высшего образования в стране. В первую очередь, это относится к репутации университетов на мировом рынке высшего образования. Чем лучше репутация вуза, чем больше у него возможностей удерживать местных и привлекать талантливых иностранных преподавателей, исследователей и студентов, тем выше его способности к формированию собственного значительного вклада в развитие экономики и общества страны.

Известная фраза гласит, что все мечтают иметь вуз мирового класса, но никто не знает, что же это такое и как его получить [2]. В современном мире подобным статусом обладают, как правило, вузы, занимающие передовые позиции в основных мировых (или глобальных) рейтингах университетов. «Класс» отдельных университетов и систем высшего образования, в целом, находит своё отражение в позициях вузов в рейтингах.

За последние двадцать пять лет многие страны предпринимали попытки повысить качество образования и улучшить деятельность университетов, осуществляя разнообразные «инициативы превосходства» («Excellence Initiative»). Помимо повышения качества образования и заметных изменений на национальном уровне они, при условии успешной реализации, должны были привести к улучшению позиций университетов страны в мировых рейтингах университетов, позволяющих сравнивать между собой вузы разных стран. Очевидным преимуществом рейтингов является то, что ими могут легко пользоваться не только специалисты и исследователи в области высшего образования, но и любой желающий.

Конечно, рейтинги пока далеки от совершенства. Большие споры вызывает адекватность критериев и параметров, или индикаторов, в соответствии с которыми ранжируются вузы. Связано это с тем, что до сих пор рейтинги удачно отражают только одну сторону деятельности университетов – научно-исследовательскую – в то время как образовательная и социальная миссии вузов остаются практически неохваченными. Дело в том, что результат научных исследований вуза можно относительно легко измерить: например, посчитать количество публикаций в престижных научных журналах, количество цитирований и ссылок на эти публикации, количество финансовых средств, которые университет получает в результате трансфера научных технологий в производство и т.п. Впрочем, и здесь остаётся множество вопросов. Каким образом можно сравнить между собой достижения большого классического университета и небольшого узкоспециализированного вуза? Можно ли считать удачным критерием оценки качества проводимых в вузе исследований количество выпускников – нобелевских лауреатов?

Если даже с такими относительно измеримыми показателями возникают проблемы при попытке сопоставления данных разных университетов, то что говорить об индикаторах, призванных отражать образовательную функцию университетов? Достаточно ли количества нобелевских лауреатов, окончивших вуз, для оценки качества преподавания? Можно ли полагаться на разнообразные опросы академического сообщества или работодателей, учитывая, что на субъективное мнение большое влияние оказывает репутация того или иного университета, формирующаяся долгие годы, и которая зачастую уже не соответствует текущему состоянию университета?

Что касается социальной миссии университетов, то сейчас в мировых рейтингах университетов фактически не существует показателей, которые позволяли бы её оценить и измерить.

Всё это приводит к тому, что большинство рейтингов либо напрямую называются «рейтингами исследовательских университетов», либо фактически таковыми являются.

На сегодняшний день существуют три основных мировых рейтинга университетов:

  • ARWU – Академический рейтинг университетов мира (Academic Ranking of World Universities) [3];
  • Рейтинг QS – рейтинг консалтинговой компании Quacquarelli Symonds [4];
  • Рейтинг THE – рейтинг еженедельника Times Higher Education [5].

Вышеперечисленные рейтинги характеризуются попыткой провести ранжирование университетов по нескольким показателям, отражающим в той или иной форме все основные функции университетов в современном обществе. Помимо них существует ещё масса рейтингов университетов, но все они либо основываются только на каком-либо одном параметре, игнорируя другие (испанский рейтинг Webometrix учитывает только представленность вузов в интернете, тайваньский HEEACT– только научную деятельность, рейтинг Парижской горной школы (École des Mines de Paris) – количество выпускников, занимающих должность исполнительного директора в ведущих мировых компаниях), либо заимствуют данные у основных мировых рейтингов.

Рейтинги позволяют посмотреть на динамику университетов, наталкивая тем самым на определённые выводы о текущем состоянии и изменении системы высшего образования в стране. Вместе с тем, внимательное изучение рейтингов позволяет сделать вывод, что подобную динамику следует анализировать начиная с третьего года выхода рейтинга.

Дело в том, что первые два года составители рейтинга «оттачивают» методологию расчёта показателей, определяют круг университетов, регулярно подвергающихся оценке или присылающих данные для участия в рейтинге, а также фиксируют собственно количество позиций в рейтинге. Так, например, в рейтинге THE, вышедшем в 2010 году, было всего 200 мест, а в последующие годы – 400, рейтинг QS, впервые появившийся в 2004 году, «отранжировал» также всего 200 вузов, но впоследствии почти каждый год увеличивал количество вузов, входящих в рейтинг, так что в 2014 году в рейтинге оказалось уже 863 вуза. Ввиду этого сложно говорить о какой-либо значимой динамике в положении вуза, так как его взлёт или падение могут быть связаны с появлением в рейтинге университетов, которые ранее просто не учитывались.

В целом, несмотря на всю критику в отношении рейтингов, любой университет стремится попасть в рейтинг на наиболее высокое место, так как это служит признаком того, что этот вуз является университетом мирового класса.


Особенности основных мировых рейтингов университетов изложены ниже.

ARWU

ARWU был впервые опубликован в июне 2003 года Центром Исследования Университетов Мирового Класса Академии Высшего Образования Шанхайского Университета Цзяо Тун (Center for World-Class Universities, Graduate School of Education of Shanghai Jiao Tong University) и обновляется ежегодно. Он стал первым глобальным рейтингом мировых университетов. Новейший ARWU вышел 15 августа 2014 года.

ARWU представляет собой рейтинг, основанный на объективных показателях. Данные собираются из официальных источников и далее единообразно обрабатываются. В ARWU роль субъективных оценок университета (всевозможного вида опросов) сведена к нулю. Основной упор сделан на исследовательскую деятельность вузов. Университет, обладающий лучшим показателем по какому-либо параметру, получает по нему рейтинг 100, оценка остальных вузов рассчитывается в процентном отношении от лидера. Всего в рейтинге имеется шесть индикаторов [6]:

Alumni (10% от итогового балла) – количество выпускников – обладателей Нобелевской премии (по физике, химии, экономике или медицине) или медали Филдса по математике;

Award (20%) – количество сотрудников – обладателей Нобелевской премии (по физике, химии, экномике или медицине) или медали Филдса по математике;

HiCi (20%) – активно цитируемые исследователи в 21-й предметной области;

N&S (20%) – количество работ в Nature и Science (для университетов, специализирующихся в гуманитарных науках, данный показатель не учитывается, а его вес распределяется по другим параметрам);

PUB (20%) – количество работ в SSIE (Science Citation Index-Expanded) и SSCI (Social Science Citation Index);

PCP (10%) – взвешенный показатель предыдущих параметров в расчёте на одного сотрудника.

Alumni – выпускниками считаются те, кто получил степень бакалавра, магистра или доктора наук в университете. Получившие несколько образований в университете считаются один раз (учитывается последняя полученная степень). Выпускники разного времени получают разные веса. С каждыми 10 годами назад, вес уменьшается на 10%. Например, выпускники 2001–2010 гг. «весят» 100%, 1991–2000 гг. – 90%, 1911–1920 гг. – 10%.

Award – годы получения премии также имеют значение. 100%-ный вес имеют премии, полученные в 2011 году и позднее, 90%-ный – премии за 2001–2010 годы и т.д.

HiCi – используется база данных компании Thomson Reuters.

N&S – для рейтинга 2014 года учитывались статьи, опубликованные в период с 2009 по 2013 годы.

PUB – используется база данных компании Thomson Reuters. Учитываются только научные труды (Article). Обзор (Review) или экстренное сообщение (Letter) не считаются.

PCP – «Сумма» предыдущих параметров, делённая на количество сотрудников университета, работающих на полную ставку.

Предполагается, что Alumni выражает качество обучения, Award и HiCi – качество профессорско-преподавательского состава, N&S и PUB – научное влияние, а PCP – средний показатель на одного члена профессорско-преподавательского состава.

Ввиду весьма специфических показателей ARWU – очень стабильный рейтинг. Бессменным лидером является Гарвардский университет. Доминируют в рейтинге американские и английские вузы. Лучший вуз континентальной Европы в 2014 году оказался на 19-м месте – швейцарская Высшая техническая школа Цюриха (ETH Zürich), лучший азиатский вуз занял 21-е место – Токийский университет (University of Tokyo). Всего было оценено более 1200 университетов.

В завершение необходимо заметить, что во многих источниках [7] данные по динамике университетов в ARWU представлены с ошибками и неточностями. Например, указывается, что в 2013 году в рейтинге было 16 австралийских вузов, что не соответствует действительности. На самом деле, их было всего 13. Ошибка связана, скорее всего, с обработкой данных вручную, так как техническая возможность вывести все университеты одной страны, попавшие в рейтинг, появилась только начиная с 2005 года. В 2003 и 2004 годах нужно выискивать вузы в перечне из 500 университетов, ориентируясь на флаг государства. В 2003 году помимо 13 вузов Австралии в ARWU также попали 3 вуза Новой Зеландии, чей флаг очень похож на флаг Австралии.

В целом ARWU в силу неизменности своей методологии, объективности показателей, большой истории и относительно неизменного круга оцениваемых университетов является лучшим рейтингом, в котором можно проследить динамику вузов и сделать на этом основании какие-либо выводы.

Рейтинг THE

Говоря о рейтинге THE, нельзя не отметить тот факт, что с 2004 по 2009 год выходил совместный рейтинг журнала Times Higher Education и консалтинговой копании Quacquarelli Symonds (рейтинг THE-QS), и только в 2010 году еженедельник и компания прекратили сотрудничество. С 2010-го года журнал пользуется услугами компании Thomson Reuters для сбора, проверки и анализа данных. Кроме того, методология была существенно переработана. Новый рейтинг впервые вышел осенью 2010 года, и в него попали лишь вузы, которые подтвердили данные, которыми располагали авторы-составители рейтинга. В результате рейтинг был весьма ограниченным: всего 200 позиций. Впоследствии ряду учебных заведений составители принесли извинения за невключение их в рейтинг (Университет Осло) или за включение на более низкой позиции, нежели они заслуживают (два австралийских университета). Кроме того, на следующий год изменилась методология расчёта, например, «вес» индикатора «индекс цитирования» снизился с 32,5% до 30%.

Рейтинг THE учитывает большое количество параметров – 13, каждый из которых имеет свой вес (процент от итогового балла). Все индикаторы сгруппированы по пяти категориям[8]:

Обучение: среда обучения (всего 30% от общего балла);

Исследования: объём, доход, репутация (30%);

Цитирование: исследовательское влияние (30%);

Доход от производственной деятельности: инновации (2,5%);

Международный взгляд: сотрудники, студенты и исследователи (7,5%).

В категорию «Обучение: среда обучения» входят следующие индикаторы:

Академическая репутация в сфере образования (15%) – данные для показателя получаются путём опроса научных сотрудников вузов (более 10 000 откликов в 2014-м году).

Соотношение преподавателей и студентов (4,5%) – отношение количества профессорско-преподавательского состава к числу учащихся;

Соотношение выпускников с PhD и выпускников-бакалавров (2,25%) – отношение количества выпускников, защитивших докторские диссертации, к количеству выпускников-бакалавров;

Соотношение преподавателей с PhD с общим количеством сотрудников университета (6%) – отношение количества преподавателей с PhD к общему количеству сотрудников вуза;

Мера дохода на количество сотрудников – отношение общего дохода университета к общему количеству сотрудников.

В категорию «Исследования: объём, доход, репутация» входят три индикатора:

Исследовательская репутация (18%) – данные получаются путём опроса научных сотрудников вузов (более 10 000 откликов в 2014 году);

Доход от исследовательской деятельности (6%) – отношение дохода от исследовательской деятельности к общему количеству сотрудников вуза, нормализованное [9] для паритета покупательной способности;

Научные работы (6%) – отношение количества научных работ сотрудников вуза к общему количеству сотрудников, нормализованное для субъекта.

В категорию «Цитирование: исследовательское влияние» входит всего один индикатор: цитирование (30%) – рассчитывается путём деления общего количества ссылок на работы сотрудников вуза за 6 лет на общее количество работ сотрудников. Показатель нормализован по разным научным областям. Также в рейтинг не включаются университеты, сотрудники которых публикуют менее 200 работ в год.

В категорию «Доход от производственной деятельности: инновации» также входит всего один показатель: доход от инноваций (2,5%) – отношение дохода от инновационных исследований, овеществлённых в промышленном производстве («трансфер знаний»), к общему количеству сотрудников вуза.

В категорию «Международный взгляд: сотрудники, студенты и исследователи» входят три индикатора:

Процент иностранных студентов (2,5%) – отношение количества иностранных студентов к количеству местных студентов;

Процент иностранных преподавателей (2,5%) – отношение количества иностранцев среди представителей профессорско-преподавательского состава к количеству местных преподавателей;

Процент научных работ, написанных в соавторстве с иностранными учёными (2,5%) – отношение количества научных работ, написанных в соавторстве с иностранцами, к общему количеству научных публикаций вуза.

Рейтинг THE стал первым рейтингом, который уделил внимание такому важному показателю деятельности университета, как его доходность от научной деятельности.

В рейтинге преобладают университеты англоговорящих стран, в первую очередь, США и Великобритании. Рейтинг довольно стабилен (с 2011 года): как правило, изменение позиций в любом интервале не происходит более чем на 30 мест за год. Исключение составляет самый первый промежуток между 200 вузами в 2010 году и 400 в 2011 году. Например, ни один израильский вуз не попал в рейтинг THE за 2010 год, в рейтинге 2011 года было сразу четыре университета из Израиля, в том числе 2 в топ-200. Кроме того, ряд вузов существенно улучшил свои показатели в рейтинге 2014-го года по отношению к предыдущему рейтингу. Самыми заметными изменениями стали перемещения немецких Ludwig-Maximilians-Universität München на 29-е место с 55-го, Eberhard Karls Universität Tübingen на 113-е из интервала 201-225, Technische Universität Dresden на 135-е из интервала 251-275, а также корейского Sungkyunkwan University (SKKU) на 148-е из интервала 201-225.

Несмотря на то, что некоторые индикаторы рейтинга основываются на субъективных данных – разного рода опросах и анкетированиях, – рейтинг THE представляет безусловный интерес, так как стремится более полно отразить качество деятельности университета.

Существенным недостатком попыток проследить динамику вузов в этом рейтинге является его небольшая история. Более-менее значимые результаты могут быть получены только при анализе рейтингов двух последних лет, что недостаточно для получения внятной картины изменений в университетах.

Рейтинг QS

Рейтинг QS впервые вышел в 2004 году, отранжировав 200 вузов. В последующие годы количество мест в рейтинге постоянно увеличивалось. В 2014 году в рейтинг вошло уже 863 университета, при том что рассмотрено было около 3000 вузов. Методология рейтинга претерпела определённые изменения: первоначально применялось пять относительно простых индикаторов, для подсчёта цитирований использовался десятилетний период. Впоследствии цитирование стало подсчитываться за пятилетний период, а с 2008 года используется научная база компании Scopus. Сейчас рейтинг составляется на основе шести показателей [10]:

Академическая репутация (40% от общего балла);

Репутация среди работодателей (10%);

Соотношение профессорско-преподавательского состава и студентов (20%);

Соотношение цитируемости и профессорско-преподавательского состава (20%);

Процент иностранных сотрудников (5%);

Процент иностранных студентов (5%).

Академическая репутация рассчитывается с помощью опроса в научной среде. Для рейтинга 2014 года получено около 63 700 откликов. Экспертный опрос призван компенсировать преобладание крупных англоязычных университетов с сильными медицинскими школами, соответственно имеющих очень высокий уровень цитирования по отношению ко всем прочим университетам, и дать возможность попасть в рейтинг вузам из других регионов или вузам, специализирующимся в области искусства или социальных наук. Для расчёта показателя используются данные за три года.

Репутация среди работодателей также рассчитывается с помощью опроса. В 2014 году в нём приняли участие около 28 800 респондентов. Чтобы компенсировать разницу между странами с большим и малым количеством предоставленных анкет, используются специальные коэффициенты.

Соотношение профессорско-преподавательского состава и студентов считается как отношение общего количества сотрудников университета к общему количеству студентов. Научные сотрудники и преподаватели не разделяются. Не учитываются при подсчёте лаборанты, преподающие магистры и докторанты, приглашённые профессора, работающие в других вузах. В число студентов включаются все, получающие степень бакалавра, магистра или аналогичные, аспиранты. Для расчёта используется так называемый FTE (full-time equivalent). FTE равен числу студентов, обучающихся на дневном отделении, плюс третья часть студентов, обучающихся на вечернем. Если студент изучает сразу две программы: одну на дневном, а другую – на вечернем отделении, он считается и как дневной, и как вечерний студент. Если данные с подобной дифференциацией не удаётся получить, то берётся общее число студентов. Аналогичная формула для подсчета профессорско-преподавательского состава, включая научных сотрудников: FTE равен числу работающих на полную ставку плюс одна треть имеющих частичную занятость [11].

Соотношение цитируемости и профессорско-преподавательского состава рассчитывается как отношение количества ссылок на работы сотрудников вуза за последние пять лет (учитывается база данных Scopus) к общему количеству сотрудников. Как и в случае с предыдущим показателем, научные сотрудники и преподаватели не разделяются. В этом показателе большое преимущество получают естественно-научные и медицинские вузы в англоязычных странах.

Процент иностранных сотрудников рассчитывается как отношение количества иностранных сотрудников к общему количеству сотрудников университета.

Процент иностранных студентов рассчитывается как отношение количества иностранных студентов к общему количеству студентов в университете. При этом не учитываются учащиеся, приезжающие на короткий период по обмену.

Первые места в рейтинге QS традиционно занимают английские и американские вузы. Лучшим из университетов континентальной Европы в 2014 году стала швейцарская Высшая техническая школа Цюриха (ETH Zürich), занявшая 12-е место. Из азиатских вузов лучшим стал Национальный Университет Сингапура (National University of Singapore), расположившийся на 22-м месте.

Необходимо отметить, что рейтинг QS наименее объективен. 50% общей оценки деятельности вуза зависит от мнения разного рода экспертов, что делает рейтинг весьма ненадёжным. Кроме того, из-за постоянного расширения количества позиций рейтинга сложно определить, изменяется ли позиция того или иного университета ввиду изменения его состояния или же вследствие появления или исчезновения из рейтинга других вузов. Рейтинг QS наиболее подвержен изменениям. Например, Hong Kong Baptist University попал в рейтинг в 2009 году на 307-е место, спустя год он оказался на 342-м месте, а в 2011 году резко взлетел на 243-е место, после чего снова показал отрицательную динамику: 271-е место в 2012 году и 288-е в 2013. Стоит, однако, признать, что в рейтинге QS легче всего резко поднять свои позиции за относительно небольшой промежуток времени. Примерами могут служить датский Aalborg University и корейский Sungkyunkwan University. Aalborg University попал в рейтинг в 2009 году в сегмент 501 – 600. Уже через год он оказался в сегменте 451 – 500, а в 2011 году стал 362-м. В 2012 вуз оказался на 352-м месте, а в 2013 – на 334-м, правда, в 2014 году опустился на 363-е место. Sungkyunkwan University в 2006-м году был всего лишь на 520-м месте. В 2007 году он стал уже 380-м, в 2008 году – 370-м, в 2009 году – 357-м, а в 2010-м – 343-м. Далее последовал очередной резкий взлёт: 2011 год – 259-е место, 2012 год – 179-е место. 2013 год – 162-е место. Наконец, в 2014 году университет расположился на 140-м месте. Ни в одном другом рейтинге столь быстрый подъём невозможен.

В заключение описания рейтинга QS следует отметить некоторую небрежность его составителей. Во-первых, на официальном сайте отсутствуют данные за 2010 год (возможно, это связано с тем, что рейтинг QS 2010 года был первым, вышедшим без сотрудничества с еженедельником Times Higher Education). Во-вторых, после обновления дизайна сайта в 2013 году стало окончательно невозможно получить информацию о рейтингах 2004, 2005 и 2006 годов (до этого можно было проверить позиции вуза в 2005 и 2006 годах по профилю университета). В-третьих, в конце 2012 года данные по профилю вуза за 2005 год просто дублировали показатель 2006 года, что далеко не всегда соответствовало истине. Всё это приводит к тому, что данные о рейтингах QS 2004, 2005, 2006 и 2010 годов приходится искать и проверять по другим источникам. Однако это не всегда является возможным. Наконец, в профилях разных вузов позиция университетов в рейтингах 2008 и 2009 годов в сегментах с 400-го по 600-е место выглядят то как 401 – 450 и 501 – 550, то как 401 – 500 и 501+ соответственно. В связи с тем, что сегменты 450 – 500 и 551 – 600 отсутствуют, в таблицах, демонстрирующих динамику университетов в рейтинге QS, выбран вариант 401 – 500 и 501+.

Несмотря на свою большую историю, рейтинг QS не является рейтингом, динамика университетов в котором способна дать чёткую иллюстрацию происходящих в вузах изменений. Связано это и с высокой субъективностью показателей, и с включением каждый год всё больше новых университетов в оценку, и с расширением самого рейтинга. Тем не менее, именно в этом рейтинге наиболее вероятен резкий скачок вверх того или иного университета.

Инициативы превосходства

Строго говоря, не существует единого для всех стран понятия «инициатива превосходства» (Excellence Initiative). Скорее, это общее название для целого ряда разнообразных проектов и программ, направленных на улучшение качества университетов и повышение их уровня международной конкурентоспособности. В соответствии с таким подходом в таблицах представлен список стран, реализовавших такие «инициативы превосходства». Страны отобраны из разных регионов мира, чтобы отражать разные подходы в конкретных, специфических условиях страны. Кроме того, важным было отобрать такие страны, университеты которых в достаточном объёме представлены в мировых рейтингах университетов. По этой причине, например, не включена в перечень Нигерия, вузы которой не представлены ни в одном рейтинге университетов.

Таблица – Список инициатив повышения конкурентоспособности университетов

Динамика вузов вышеперечисленных стран в мировых рейтингах университетов представлена в соответствующих таблицах [12].

- Динамика вузов в ARWU (Zip-архив таблиц с разбивкой по странам)

- Динамика вузов в рейтинге THE (Zip-архив таблиц с разбивкой по странам)

- Динамика вузов в рейтинге QS (Zip-архив таблиц с разбивкой по странам)

[1] Тип экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста

[2] Altbach Ph. G. The Costs and Benefits of World-Class Universities // Academe 90, (1, January-February 2004)

[3] http://www.shanghairanking.com

[4] http://www.topuniversities.com

[5] http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/#

[6] http://www.shanghairanking.com/ARWU-Methodology-2014.html

[7] См., например, Салми Д., Фрумин И. Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования, 2013, № 1, с. 41

[8] http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2014-15/world-ranking/methodology

[9] Процедура нормализации не является открытой, поэтому с точностью предсказать показатель вуза по показателям, предполагающим нормализацию, не представляется возможным. Поэтому, например, недавнее изучение рейтингов, проведённое Скандинавским исследовательским институтом исследований в области инноваций, исследований и образования (NIFU), в котором в том числе рассматривался рейтинг THE, привело к выводу, что рейтинги субъективны, основываются на сомнительных данных и бесполезны как источник информации для планирования мероприятий по улучшению университетов. Данные по академическим опросам в THE (33% «веса» в рейтинге) недоступны и т.д. См., Myklebust J. P. Official Study slams university rankings as ‘useless’ // University World News, № 335 (http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20140918170926438)

[10] http://www.topuniversities.com/university-rankings-articles/world-university-rankings/qs-world-university-rankings-methodology

[11] Арефьев П. А. Международные рейтинги высших учебных заведений: история и современность // Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт / Под ред. Ф. Э. Шереги и А. Л. Арефьева. М.: Центр социологических исследований, 2014, с. 36 – 37

[12] Вузы Таиланда никогда не попадали в ARWU, а вузы Малайзии – в рейтинг THE