Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Ведущие мировые эксперты по академическим рейтингам провели семинар с представителями российских вузов

13 апреля 2015 года

9-10 апреля в Москве состоялся международный семинар «Дорога к академическому совершенству – российские университеты в предметных рейтингах». Инициатором мероприятия выступил Проектный офис 5-100 при участии Образовательного фонда Perspektywy (Польша). В течение двух дней эксперты с мировым именем делились с сотрудниками ведущих отечественных вузов тонкостями участия и продвижения в составленных по различным методикам перечнях лучших университетов.

Семинар вызвал закономерный интерес академического сообщества, представленного как руководителями высшего звена, так и работниками департаментов стратегического развития, проектных офисов и аналитических отделов вузов, подразделений, отвечающих за международное продвижение и позиционирование, а также специалистами в области наукометрии.

Заседание открыл директор Проектного офиса Михаил Антонов, который напомнил собравшимся, что одно из приоритетных направлений Проекта 5-100 – рейтинговые стратегии университетов и наукометрия. Он добавил, что предметные рейтинги – лучшая возможность для многих российских высших учебных заведений показать себя миру и сравнить себя с мировыми лидерами в тех или иных научных областях.

О том, как достичь желаемого результата, шла речь на сессии под председательством Казимежа Биланова, управляющего директора Обсерватории IREG по академическим рейтингам и превосходству (Бельгия). В рамках сессии выступили Вальдемар Сивински (президент Образовательного фонда Perspektywy), Алекс Ашер (главный редактор канадского издания Global Higher Education Strategy Monitor) и Дмитрий Гришанков (генеральный директор Международной группы рейтинговых агентств «Эксперт РА»). Спикеры представили классификацию и основные параметры предметных рейтингов и поделились с аудиторией рядом ценных рекомендаций. В частности, Алекс Ашер уделил большое внимание методам повышения публикационной активности научных работников вузов.

Программу семинара продолжила сессия, посвященная новым игрокам в системе академического ранжирования. Первым свой доклад представил Боб Морс, директор по исследованиям и обработке данных US News & World Report (США). Он рассказал о методологии составления и первых итогах нового глобального предметного рейтинга, подготовленного его организацией. Рецепты, предлагаемые Бобом Морсом для улучшения позиций российских университетов, включают международное сотрудничество при написании научных статей, публикацию результатов в журналах, включенных в Web of Science, и обретение более заметной роли на мировом образовательном рынке.

Далее наступил черед Геро Федеркейла, вице-президента Обсерватории IREG, главы U-Multirank, сотрудника Центра высшего образования CHE (Германия). В своем выступлении спикер подробно остановился на предметных рейтингах в точки зрения составителей U-Multirank. «U-Multirank отражает актуальное состояние, а не репутацию университета», – подчеркнул Геро Федеркейл отличие нового игрока от «старожилов» системы рейтингования вузов. Эксперт сделал анонс предметных рейтингов, которые должны появиться в следующем году, и призвал российские учебные заведения более активно сотрудничать с U-Multirank.

Программа второго дня семинара открылась сессией, на которой в роли модератора выступил Алекс Ашер. Данный блок был посвящен двум глобальным предметным рейтингам, составители которых в наибольшей степени опираются на такие индикаторы, как количество публикаций и цитируемость при определенном уровне успешности конкретного института в исследовательской деятельности: Leiden University Ranking и Academic Ranking of World Universities (ARWU).

Сессию открыл Пол Ваутерс (Paul Wouters), профессор наукометрии, директор Лейденского университетского центра по науке и технологии CWTS (Нидерланды). Профессор Ваутерс поделился со слушателями нюансами библиометрической методологии, отметив, публикации в каких научных журналах принимаются во внимание или, наоборот, игнорируются аналитиками CWTS. «Лейденский рейтинг, – заметил докладчик, – учитывает публикации, раздвигающие горизонты современной науки».

Выступавшая следом Жоулин Фенг, сотрудник Центра университетов мирового класса (CWCU) университета Цзяо Тун (Китай), обратилась к методологии составления предметного рейтинга, выпускающегося в дополнение к Academic Ranking of World Universities (ARWU). Она проанализировала позиции российских вузов в предметных кластерах и рассказала о планах по расширению линейки рейтингов ARWU и совершенствованию инструментария, с помощью которого они будут создаваться в ближайшем будущем. Госпожа Фенг, сославшись на успешный опыт китайских инициатив академического превосходства, выразила уверенность, что реализация Проекта 5-100 будет способствовать продвижению ведущих российских вузов в предметных рейтингах.

Семинар продолжился специальной сессией «Источники данных для предметных рейтингов», в ходе которой представитель Thomson Reuters Филип Парнелл сделал особый акцент на нормализации данных, составляющих профайлы университетов, по различным научным областям. «Компания Thomson Reuters предпринимает активные усилия, чтобы улучшить качество данных, которые будут использоваться для оценки российских университетов, – сообщил господин Парнелл. – Мы также сотрудничаем с ведущими российскими специалистами по библиометрии». Такое взаимодействие уже принесло результат в виде оригинального русскоязычного издания – «Руководство по наукометрии: индикаторы развития науки и технологии».

Тему развил сотрудник Elsevier Вадим Соболев. Он рассказал об экспериментах компании Elsevier с различными метриками, связанными, среди прочего, и с оценкой в предметных областях. «Анализ научных компетенций в разных узких предметных областях помогает выделить лидерство, в том числе, и российских университетов, в достаточно уникальных дисциплинах», – резюмировал спикер.

В рамках следующего блока программы участники семинара подробно разобрали общие и отличительные черты методологии предметных рейтингов двух конкурирующих организаций, Times Higher Education (THE) и Quacquarelli Symonds (QS). Понимание данных различий и сходных черт очень важно при разработке стратегии вуза в отношении предметных рейтингов. Член правления QS Джон О’Лири отметил возросшую важность предметных рейтингов. Британский специалист обратился к статистике, согласно которой позиция университета в перечне лидеров по отдельным дисциплинам является более значимым фактором при выборе абитуриентом будущей альма-матер, чем место, занимаемое в рейтингах институциональных. В своем выступлении докладчик подробно остановился на сильных и уязвимых сторонах российских вузов с точки зрения компании QS.

Сессию продолжил главный редактор THE World University Rankings Фил Бейти. Он детально объяснил тонкости методологии составления предметных рейтингов THE, отметив, на какие индикаторы стоит обратить особое внимание.

Итог сессии подвел почетный профессор Университета технологии MARA (Малайзия), редактор блога University Ranking Watch blog Ричард Холмс, сравнив между собой предметные рейтинги THE и QS. Он показал динамику развития двух рейтингов и вызовы, с которыми сталкиваются их составители. По мнению профессора Холмса, каждому вузу больше подходит тот или иной рейтинг, поэтому стоит, учитывая собственные конкурентные преимущества, выработать четкую рейтинговую стратегию.

Семинар завершился дискуссией, в ходе которой представители вузов – участников Проекта 5-100 и других ведущих отечественных университетов смогли задать интересующие вопросы ключевым международным экспертам, от которых зависит дальнейшее развитие мировых рейтингов.