Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

ФГАНУ «Социоцентр»

Федеральное государственное автономное научное учреждение «Центр социологических исследований» («Социоцентр») – некоммерческая организация, подведомственная Министерству образования и науки Российской Федерации. Центр создан на основании приказа Минобрнауки России от 28 ноября 2011 года № 2758 на основе существующего с 2001 года ФГНУ «Центр социологических исследований», являвшегося правопреемником Государственного бюджетного учреждения «Центр социологических исследований», учрежденного в 1992 году Министерством высшего образования при Госкомитете по науке и технике. Таким образом, в октябре 2016 года «Социоцентру» исполняется 24 года.

До 2001 года «Социоцентр» возглавляла профессор МГУ Харчева Валентина Геннадьевна, а с мая 2001 года и до ноября 2013 года его бессменным руководителем был Франц Эдмундович Шереги, советский и российский социолог, кандидат философских наук, автор более 50 монографических работ по методам исследования социологии образования, социологии науки, социологии девиации; автор первого интерактивного учебного пособия по прикладной социологии (в соавторстве с Горшковым М.К.).

В своей научной работе «Социоцентр» более 15 лет взаимодействует с Институтом социологии РАН, Институтом социально-политических исследований РАН, ведущими университетами Российской Федерации, а также другими значимыми научными центрами Российской Федерации.

При участии Центра начиная с 2001 года было выпущено более 130 книг по социологии, социальным проблемам российской молодежи и студенчества, демографии, образованию и науке, международному сотрудничеству в гуманитарной сфере, в том числе: Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. М. Academia, 2001, 464 с.; Шереги Ф.Э. Социология предпринимательства: прикладные исследования. М. ЦСП, 2002, 536 с.; Дмитриев Н.М. Экспортный потенциал российских вузов. М., ЦСП, 2003, 562 с.; Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. Учебное пособие для вузов. М., ЦСП совместно с Институтом социологии РАН, 2003, 311 с.; Русский язык в мире: современное состояние и тенденции распространения (Редакционная коллегия: Чепурных Е.Е., Арефьев А.Л. и др.). Совместное издание с МИД России. М., ЦСП, 2005, 208 с.; Шляпентох В.Э. Проблемы качества социологической информации: достоверность, репрезентативность, прогностический потенциал. М., ЦСП, 2006, 664 с.; Руткевич М.Н. Образованность населения России конца XIX – начала XX веков. М., ЦСП, 2007, 72 с.; Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Учебное пособие для вузов. М., ЦСПиМ, 2009, 416 с.; Тощенко Ж.Т. Социология управления. Учебник для вузов. М., ЦСПиМ, 2011, 300 с.; Докторов Б.З. Современная российская социология. Историко-биографические поиски. В 3 томах. Электронное издание. М., ЦСПиМ, 2012, 2161 с.; Леньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование. Учебное пособие для вузов по курсу бакалавриата. М., ЦСПиМ совместно с Госуниверситетом управления, 2013, 192 с.; Осипов Г.В., Климовицкий С.В. Индикаторы науки и технологий: история, методология, стандарты измерения. М., ЦСПиМ, 2014, 180 с.; Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных трудов. М., Центр социологических исследований совместно с Министерством образования и науки РФ, Институтом социологии РАН, под ред. Горшкова М.К., Арефьева А.Л., Ключарева Г.А., Шереги Ф.Э., 2016, 384 с.; Шереги Ф.Э., Арефьева А.Л. Условия труда педагогов: хронометрический и социологический анализ / Ф.Э. Шереги, А.Л. Арефьев, П.Е. Царьков. М., Центр социологических исследований, 2016, 327 с. Более подробно со списком изданных книг можно ознакомиться здесь.

Опубликованные при участии Центра книги поступают в библиотеки высших учебных заведений и органы управления образованием Российской Федерации, а также в библиотеки ведущих зарубежных университетов.

Основным направлением деятельности Центра является проведение комплексных научных исследований и разработок в сфере образования, осуществление научно-методической поддержки реализации приоритетных направлений развития образования и науки.

С 2001 года Центром проведено более 400 социологических исследований и мониторингов по проблематике социологии образования и науки, воспитания и социальной активности молодежи, явлений девиации в молодежной среде и противодействия наркотизации и алкоголизации, в том числе:

  • ежегодный мониторинг эффективности реализации университетами, исследовательскими организациями и производственными компаниями государственной научной программы в интересах развития инновационного производства и подготовки специалистов-аналитиков;
  • ежегодный мониторинг удовлетворенности различных социальных групп населения качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательными организациями всех уровней;
  • ежегодный мониторинг модернизации учебного процесса национальных и научных университетов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
  • мониторинг (ежегодный) наркотизации и алкоголизации различных социальных групп молодежи и эффективности профилактической работы учреждений общего образования;
  • формирование статистических данных об иностранных учащихся, обучающихся в российских вузах;
  • исследование экспортного потенциала российских вузов и прогноз тенденций изменения численности иностранных обучающихся до 2035 года;
  • среднесрочный (до 2025 года) и перспективный (до 2035 года) прогноз учащейся молодежи всех уровней образования в сегментации по субъектам РФ.

В числе основных видов деятельности Центра:

  • экспертная оценка эффективности реализации масштабных общегосударственных проектов в сфере образования (национальный проект «Образование», совершенствование нормирования труда педагогов, труда, постановления № 218 и № 219 от 9 апреля 2010 года по кооперированному научному взаимодействию университетов, НИИ и производственных компаний);
  • подготовка аналитических записок и докладов в целях информационного обеспечения государственной образовательной политики на всех уровнях образования;
  • методическое и консультационное сопровождение территориальных органов управления образованием и университетов по вопросам повышения качества образования, укрепления воспитательной функции образовательных организаций, эффективности научной работы, результативности экспорта образовательных услуг;
  • проведение прикладных и фундаментальных научных исследований, экспериментальных разработок в сфере науки и образования;
  • проведение общероссийских и региональных мониторингов эффективности реализации образовательной политики и инновационных процессов в науке;
  • исследование экспортного потенциала российских вузов и путей укрепления их позиций на международном образовательном рынке;
  • широкое распространение социологических знаний, в том числе подготовка и издание монографий, научных информационных материалов, интерактивных учебных пособий.

С 2013 года в ведении ФГАНУ «Социоцентр» находится сопровождение Проекта повышения конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проекта 5-100), инициированного Указом Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599.

В рамках Проекта 5-100 Центр проводит следующие работы:

  • организация семинаров-конференций по выполнению планов мероприятий по реализации вузами-победителями программ повышения конкурентоспособности («дорожных карт»);
  • организация и участие в международных образовательных выставках, конференциях, организация представительства Проекта 5-100 на данных международных мероприятиях;
  • аналитическое сопровождение Проекта 5-100, в том числе проведение работы по отслеживанию позиций вузов-победителей в различных мировых рейтингах, по анализу методологий рейтингов, а также изменений в них; анализу динамики основных показателей Проекта 5-100 и т. д.;
  • экспертно-методическая поддержка ведущих университетов Российской Федерации;
  • подготовка справочно-аналитической информации к заседаниям Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров;
  • работа с базами данных научного цитирования и данными мировых университетских рейтингов;
  • подготовка аналитических материалов, справок, отчетов, статей и обзоров о ходе реализации Проекта 5-100 по запросам Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • разработка, поддержка и наполнение сайта Проекта 5-100http://5top100.ru и сайта studyinrussia.ru.
  • Руководство: и.о. директора ФГАНУ "Социоцентр" - Полихина Надежда Александровна.