Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

СМИ о наc


Репутация — нежный продукт

06 октября 2016 года
Автор: Исак Фрумин
Фото: izvestia.ru
Источник: Известия

Государственная программа поддержки крупнейших российских вузов, так называемый Проект 5-100, нацеленный на усиление конкурентоспособности ведущих российских университетов в мире, начинает давать результат.

Одним из показателей этого результата могут служить мировые рейтинги вузов. Недавно МГУ, МФТИ, ИТМО и ВШЭ вошли в топ-100 отраслевых рейтингов THE — одного из ведущих университетских рейтинговых агентств мира.

Собственно, именно это и дает возможность посмотреть на промежуточные итоги работы проекта «5/100». Конечно, тут надо делать скидку и на не совсем честные правила игры, установленные авторами мировых рейтингов. Ведь, например, изначально очевидно, что при подсчетах количественных показателей явное преимущество у англоязычных вузов.

Российские вузы имеют на сегодняшний день вполне достойный результат. МГУ занял 66-е место в отрасли «Гуманитарные науки» и 43-е в отрасли «Компьютерные науки», МФТИ — 78-е место в отрасли «Естественные науки», ИТМО — 56-е место в отрасли «Компьютерные науки», ВШЭ — 83-е место в отрасли «Бизнес и экономика».

Это прорыв.

До 2016 года в последних двух рейтингах наших университетов не было.

Ведущие позиции национальных университетов в мировых отраслевых рейтингах вузов крайне важны для конкурентоспособности страны. Дело в том, что факультеты или научные группы, работающие в таких университетах, открывают дверь в отраслевые элитные клубы обмена самыми современными знаниями и технологиями. В сильной стране в каждой отрасли должен быть как минимум один коллектив мирового уровня, обеспечивающий производство нового знания и воспроизводство выдающихся специалистов.

Если в стране есть университет, входящий в топ-100 мирового отраслевого рейтинга, это значит, что страна имеет доступ к мировой циркуляции идей, к самым передовым, зачастую еще не опубликованным знаниям и технологиям в соответствующей отрасли. Если вы работаете в таком университете, вас охотно будут звать на авторитетные специализированные мировые конференции, а на ваши приглашения с большой вероятностью откликнутся ведущие иностранные профессора.

Хорошие позиции в отраслевых рейтингах способствуют и привлечению внешних инвестиций. Наличие сильных университетов, где готовят математиков и программистов, — важный аргумент для IT-компаний, которые готовы инвестировать в экономику страны. Вокруг таких университетов выстраивается очередь работодателей, готовых создавать вместе с этим университетом современные лаборатории, исследовательские центры, малые инновационные предприятия.

Что касается комплексных рейтингов университетов, то здесь наши позиции не очень хороши, прежде всего потому, что у нас значительная часть исследований ведется вне университетов. Кроме того, наши университеты академически неоднородны. Конечно, для сохранения столь высоких показателей российским вузам приходится сильно напрягаться, концентрировать усилия, в отличие от, например, Оксфорда или Гарварда.

Нет ничего удивительного, что в рейтинге оказался МГУ — с его вековыми традициями и великими научными школами. Нет неожиданности и в том, что туда попал Физтех, — он всегда был замечательным университетом, но не так давно научился себя позиционировать. Сейчас он, например, открывает международные лаборатории, которые возглавляют его выпускники, работающие по всему миру. Что касается ИТМО и ВШЭ, то здесь результаты требуют более глубокого анализа.

ИТМО — новый игрок на международном рынке высшего образования. В советское время это был закрытый технический институт, но в последние годы он провел ребрендинг, дал дорогу молодым ученым, наладил международные связи.

ВШЭ как очень молодой вуз в отраслевых рейтингах раньше вообще не рассматривалась — ведь рейтинги кумулятивные, в них учитываются данные за несколько лет, в течение которых показатели университета должны превышать установленный минимальный порог. «Вышка» этот порог преодолела благодаря целому комплексу мер. Например, был создан Центр академического письма — коллеги, не уверенные в своем письменном английском, бесплатно получали помощь в редактировании статей. Была сформирована система поддержки участия в авторитетных международных конференциях. И место ВШЭ в рейтинге оказалось даже выше, чем мы ожидали.

Конечно, в том, что вузы добились таких результатов, велика заслуга проекта «5/100». Надо отметить, что проект поставил университеты в определенные рамки, заставляя совершать порой болезненные движения: повысить требования к тем, кто проходит конкурс на преподавательские должности, оценивать публикационную активность коллег. Крайне важно продолжать этот проект, поддерживая участвующие в нем вузы и выводя лучшие из них на ведущие позиции мировых рейтингов.

Если российские вузы удержатся в предметных рейтингах, нам удастся выполнить положение майского указа президента Владимира Путина о вхождении не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов. Надеюсь, что Международный совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров, созданный для поддержки проекта «5/100», будет и дальше помогать нам в этом продвижении.

Международная репутация — очень нежный продукт. Ее трудно завоевать, но легко потерять. Поэтому сейчас надо сосредоточиться на обеспечении стабильности позиций наших университетов в отраслевых рейтингах, и на вхождение туда новых вузов. Надо исходить из того, что Россия — великая культурная и научная держава и нам нельзя оставаться за бортом.

Оригинал статьи