Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

СМИ о наc


Дотянуться до звезд

15 апреля 2016 года
Автор: Татьяна Батенёва
Источник: Российская газета

В 2012 году началась реализация проекта повышения конкурентоспособности российских вузов "5-100". К 2020 году пять из них должны попасть в сотню лучших университетов мира. О том, как продвигается проект, "РГ" рассказал заместитель министра образования и науки Российской Федерации Александр Повалко.

Александр Борисович, можно уже говорить о первых результатах проекта "5-100"?

Александр Повалко: Со старта проекта в вузах-участниках произошли масштабные изменения: созданы новые лаборатории, совместно с российскими и международными высокотехнологичными компаниями реализовано более 1000 научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов. В партнерстве с ведущими зарубежными и российскими университетами и научными организациями разработаны и внедрены сотни новых образовательных программ, в том числе более 250 программ на иностранном, главным образом, английском языке. Более чем в два раза увеличилось количество университетских научных журналов, индексируемых в базах данных Web of Science и SCOPUS. В большинстве вузов удвоилось число высокоцитируемых публикаций сотрудников.

Какие международные рейтинги учитываются при оценке результатов?

Александр Повалко: Мы ориентируемся на международные рейтинги, рекомендованные Советом по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Это три международных рейтинга, которые признаются экспертным сообществом как наиболее авторитетные: QS, Times Higher Education и ARWU.

А удалось каким-то вузам попасть в престижные мировые рейтинги?

Александр Повалко: Еще в 2013 году ни один из вузов, отобранных в проект, не входил в общий рейтинг Times Higher Education. В прошлом году таких было уже 9. Недавно опубликованы предметные рейтинги QS - вузы проекта вошли в 13 из них, причем некоторые отмечены впервые. А в целом представительство университетов-участников проекта в таких рейтингах за последний год увеличилось в 1,5 раза - с 6 до 9.

Какие шаги предпринимают министерство и сами университеты, чтобы подняться выше в рейтингах?

Александр Повалко: Университеты усиливают те компоненты своей деятельности, которые влияют на результаты в рейтингах. В частности, растет публикационная активность, в том числе в высокорейтинговых журналах. Соответственно, растут уровень цитируемости и узнаваемость в академической среде. Вузы привлекают к руководству научными коллективами всемирно известных ученых, включая нобелевских лауреатов. Растет число студентов и преподавателей из-за рубежа, количество программ академической мобильности, появляются новые вузы-партнеры. Под брендом проекта наши вузы участвуют в наиболее важных международных мероприятиях, что позволяет им развивать сотрудничество с ведущими зарубежными вузами.

Следят ли теперь сами вузы за престижными рейтингами?

Александр Повалко: Мы стараемся, чтобы университетские специалисты получали самую свежую информацию обо всем, что касается рейтингов, что называется, "из первых рук". Для этого регулярно проводим семинары, на которых выступают ведущие мировые эксперты, ответственные за составление и развитие основных мировых рейтингов.

Традиционно наши вузы сильны по точным предметам. Но в мире сейчас приоритет отдан наукам о жизни. Есть ли продвижение по этим направлениям подготовки?

Александр Повалко: Проект "5-100" направлен на то, чтобы каждый вуз мог развивать свои уникальные и наиболее конкурентоспособные направления, в том числе в естественно-научных областях. Можно привести множество примеров. На базе МФТИ функционирует Центр живых систем - уникальный для России научно-исследовательский и образовательный комплекс. С 2014 года в нем работают более 20 инновационных лабораторий с самым современным оборудованием для химических и биотехнологических исследований. В Нижегородском университете имени Лобачевского в прошлом году открылся SPF-виварий, предназначенный для проведения уникальных исследований по таким заболеваниям, как шизофрения, эпилепсия, болезнь Альцгеймера. До этого в стране существовало лишь два подобных комплекса. В состав Казанского федерального университета вошел высокотехнологичный медицинский центр, который позволяет сочетать образовательный процесс и фундаментальную науку. В МИФИ работает Центр ядерной медицины, который участвует в подготовке высококвалифицированных кадров для ядерной медицины, радиологии и лучевой терапии.

Проект "5-100" финансируется государством. По каким принципам расходуется его бюджет? Оправдывают ли себя эти инвестиции?

Александр Повалко: Средства, выделяемые на проект, составляют от 5 до15 процентов от бюджета университетов. Вузы тратят их на проведение исследований, поддержку талантливых студентов и молодых ученых, привлечение перспективных молодых кадров, создание и поддержку университетских научных изданий, развитие языковых навыков сотрудников и обучающихся, проведение международных научных конференций.

В университетах открывались новые подразделения, чаще всего - лаборатории, которые возглавили ведущие зарубежные и российские ученые. В одном только МФТИ в 2014 году было поддержано создание 30 лабораторий, столько же - в Новосибирском госуниверситете. В Самарском аэрокосмическом университете имени Королева за время реализации проекта удалось создать собственную производственную базу для создания космических аппаратов.

Один из критериев успешности вуза - рост числа иностранных студентов. Растет ли оно у нас?

Александр Повалко: Если в 2012/2013 учебном году в наших вузах учились 171,4 тысячи иностранцев, то в прошлом - уже 221,4 тысячи. Например, в Высшей школе экономики, участвующей в проекте, доля зарубежных студентов ежегодно возрастает в 1,5 раза, и на сегодня их уже 7,5 процента от общего числа. В Томском политехническом университете почти каждый четвертый студент - иностранец. В Российском университете дружбы народов сейчас обучаются студенты из 150 стран. Если говорить о популярных направлениях, то с большим отрывом лидируют медицинские специальности, на втором месте - экономика и управление. С помощью ресурсов проекта вузы-участники надеются усилить рекрутинговую кампанию и довести долю иностранных студентов до мировых стандартов. Проектный офис "5-100" в 2016 году запустил сайт studyinrussia.ru, нацеленный на привлечение иностранцев в российские вузы. Он рассчитан на зарубежных абитуриентов и их родителей. Впервые вся необходимая информация о возможностях учебы в ведущих вузах России доступна на одном ресурсе.

А едут ли к нам иностранные преподаватели? Сколько их насчитывается сегодня?

Александр Повалко: Привлечение иностранных преподавателей, а также возвращение в Россию российских ученых, длительное время проработавших за рубежом, - одна из задач проекта. Это показатель интернационализации российского образования. Сейчас в наших вузах работает около 2000 иностранных преподавателей. Например, доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей, включая российских ученых, длительное время проработавших за рубежом, в Национальном исследовательском ядерном университете "МИФИ" сейчас составляет 14 процентов. В университетах-участниках проекта доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей с 2013 года увеличилась в 4 раза.

Александр Повалко: С 2013 года участники проекта привлекли более 2000 молодых научно-педагогических работников, имеющих успешный опыт работы в ведущих зарубежных и российских университетах и научных организациях. Активно привлекаются и молодые преподаватели, имеющие степень PhD зарубежных университетов - за три года их привлечено более 200. Во многих недавно созданных научных коллективах более половины сотрудников моложе 35 лет.

Охотно ли идут преподавать представители реального производства и бизнеса?

Александр Повалко: Конечно, российские и иностранные представители промышленности и бизнеса сотрудничают с вузами как в качестве приглашенных лекторов, так и на постоянной основе. Свежий пример: в Высшей школе экономики создается новая лаборатория, которую возглавит известный урбанист, бывший главный архитектор Барселоны Висенте Гуайарт. Обсуждается и старт соответствующей учебной программы.

Как влияет экономический кризис на реализацию проекта?

Александр Повалко: В 2016 году вузы - участники проекта получат 10,85 миллиарда рублей, как и запланировано. Конечно, падение курса рубля сказывается и приходится корректировать планы. Но вузы используют не только деньги проекта, а и другие средства, чтобы достичь всех заявленных целей.

Оригинал статьи