Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

СМИ о наc


Выпускники НИЯУ МИФИ востребованы в лучших научных центрах мира

09 июня 2015 года
Источник: РИА Новости

Научно-исследовательский ядерный университет МИФИ в этом году вошел в первую сотню лучших университетов мира по отдельным предметным областям. И это только часть большого пути, намеченного руководителями вуза и российского образования. В чем состоит уникальность образовательных программ вуза? Какова востребованность его выпускников в мире, и могут ли учиться в университете иностранцы? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости ответила проректор НИЯУ МИФИ по учебно-методической работе Елена Весна

- Расскажите об образовательных программах МИФИ. Есть ли среди них уникальные? В чем их особенность?


- Программы университета по определению уникальны. При создании университета в его основание была заложена идея единства фундаментальной подготовки в области физики с глубокими инженерными знаниями. Поэтому выпускники НИЯУ МИФИ обладают уникальными компетенциями, определяющими их готовность к инновациям, и всегда востребованы на рынке труда.

Сегодня вуз готовит инженеров-практиков и инженеров-исследователей для новых перспективных направлений, таких как "ядерные технологии", "нанотехнологии и наноматериалы", "радиационные и пучковые технологии", "сверхпроводимость и управляемый термоядерный синтез", "ядерная медицина и медицинская физика", "биофизика и экология", "информационная безопасность" и другие.

Особый интерес, безусловно, представляют программы, находящиеся на стыке наук. Например, в рамках программы "Математическое моделирование в физике конденсированного состояния" готовятся специалисты для участия в таких новых, актуальных и уникальных для России областях научной деятельности, как "развитие физических основ функционирования квантовых компьютеров", "многомасштабное моделирование электронных и оптических свойств органических материалов и устройств органической электроники".

Уникальность программы – в комплексной подготовке студентов, ориентированной на владение современными средствами программирования, аналитическими и численными методами математического моделирования физических процессов, а также фундаментальную подготовку по физике конденсированного состояния вещества.

Среди программ, представляющих наш университет в мировом образовательном сообществе, можно также выделить образовательную программу "Физика твердого тела и фотоника", в рамках которой ведется подготовка выпускников для работы в международных синхротронных и нейтронных центрах и на Европейском лазере на свободных электронах XFEL.

Можно еще назвать программу "Ядерно-физические методы солнечно-земной физики". Ее главной особенностью являются курсы, связанные с мюонной диагностикой гелиосферы, магнитосферы и атмосферы Земли.

Гордостью университета является образовательная программа "Ядерные энерготехнологии нового поколения", по которой целевым образом ведется подготовка специалистов для организаций проекта "Прорыв" в интересах атомной отрасли.

- Совсем недавно Ваш вуз вошел в топ-100 предметного рейтинга QS-2015 по направлению подготовки «Физика и астрономия». С чем Вы связываете этот успех и какие другие направления ожидаете увидеть в первой сотне рейтинга в ближайшие годы?

- Наш вуз входит в сто лучших университетов сразу в двух ведущих глобальных рейтингах: QS – по направлению подготовки "Физика и астрономия" и в ТНЕ – по направлению "Естественные науки".

Успех связан с тем, что университет вошел в Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров 5-100, что дало импульс росту публикационной активности преподавателей, расширению академической мобильности, заставило нас обратить особое внимание вопросам узнаваемости университета в международном академическом сообществе, развитию его бренда.

Приведу пример. В 2014 году в программах академической мобильности приняли участие более 30% преподавателей. Только в международных конференциях за рубежом выступили с докладами — более 200 сотрудников университета! Активизировалось сотрудничество в рамках научных коллабораций, оживились связи с ведущими зарубежными научно-образовательными центрами.

Результатом академической мобильности стало повышение количества в журналах, входящих в базы данных Web of Science и Scopus. В университете появились новые лаборатории мирового уровня: экспериментальной ядерной физики, нано-биоинженерии, электромагнитных методов производства новых материалов, кремниевых фотоумножителей, лаборатория "Микроэлектронная компонентная база крупных физических экспериментов".

Это привлекает зарубежных специалистов-исследователей и иностранных студентов, дает новый импульс научным школам.

- Какие новые направления подготовки Вы планируете развивать в вузе?

— В "зоне ближайшего развития" университета находятся направления, имеющие междисциплинарный характер, а также перспективные технологии, определяющие лицо завтрашнего дня. Это – альтернативная энергетика, сверхпроводящие элементы систем генерации и передачи энергии, интеллектуальные энергетические сети smart-grid, радиохимия и ядерная химия, электронные и интеллектуальные системы диагностики. Именно для этих направлений будут открываться новые образовательные программы.

- Насколько выпускники МИФИ сегодня востребованы в мире? Какие научные центры и компании принимают их на работу?

— Выпускники НИЯУ МИФИ всегда были востребованы, причем не только в России, но и за рубежом. Можно привести список более 100 ведущих зарубежных научных центров и лабораторий, где работают выпускники университета. В их числе есть и такие выдающиеся как ЦЕРН (CERN, Швейцария), Брукхейвенская национальная лаборатория (Brookhaven National Laboratory, США), Исследовательский центр Юлиха (FZJ, Германия), Институт физики высоких энергий Китайской Академии Наук (Китай), Исследовательская организация ускорителей высоких энергий (High Energy Accelerator Research Organization, Япония).

- В каких международных образовательных программах участвует вуз, с какими университетами находится в партнерских отношениях?

- Список таких университетов достаточно длинный. Сегодня НИЯУ МИФИ имеет около 80 зарубежных вузов-партнеров, с которыми ведутся совместные проекты в области науки и образования.

Это университеты Северной и Южной Америки, Европы, Азии, СНГ. В их числе, например, Массачусетский технологический институт (США), Стэнфордский университет (США), Университет Торонто (Канада), Университет Риу-Гранди-ду-Сул (Бразилия), Делфтский технический университет (Нидерланды), Королевский технологический институт (Швеция), Стамбульский технологический университет (Турция), Токийский Институт Технологии (Япония), Университет Цинхуа (Китай) и др.

- Ведется ли преподавание каких-либо дисциплин на английском языке? Есть ли программы двойных дипломов?

— Практически во все программы бакалавриата, магистратуры, специалитета и, тем более, аспирантуры включены дисциплины на английском языке. Иностранным студентам предлагается на выбор обучение на русском или английском языке.

Российские студенты изучают отдельные дисциплины на английском языке, начиная с третьего курса. Магистры – с первого семестра обучения.

В университете сегодня 35 программ, совместных с зарубежными университетами, где преподавание ведется как на русском, так и английском языках, из них – 7 программ двойных дипломов.

- Какие направления подготовки пользуются наибольшей популярностью у иностранцев?

— Иностранные граждане учатся по нескольким десяткам направлений и специальностям. Наиболее популярные – "Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг", "Ядерные физика и технологии", "Электроника и автоматика физических установок", "Информационно-аналитические системы безопасности", "Информационная безопасность", "Лечебное дело" и др.

- Из каких стран к Вам приезжают абитуриенты, и какой отбор они проходят?

— В первую очередь, приезжают абитуриенты стран-импортеров ядерных технологий ГК "Росатом": Турции, Иордании, Вьетнама, Монголии, Бангладеша, Алжира и др., много абитуриентов из стран бывшего СССР: Казахстана, Украины, Литвы и др., есть абитуриенты из Китая и других стран.

Набор на бюджетные места проводится в рамках квот, установленных МОН России для абитуриентов из зарубежных стран. Поступающие в пределах установленной квоты, принимаются без вступительных испытаний, по направлениям Минобрнауки. Отбор проводит направляющая сторона.

Граждане республик Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Кыргызской Республики, иностранные граждане, имеющие статус соотечественников, поступают по результатам вступительных испытаний (на большинство специальностей это русский язык, математика, физика).

Остальные иностранные граждане могут обучаться в НИЯУ МИФИ только на платной основе. Они также сдают вступительные испытания. При поступлении в магистратуру НИЯУ МИФИ иностранцы проходят вступительное испытание в форме собеседования по профилю, как и граждане России.

- Что нужно сделать иностранцу, который хочет поступить в МИФИ?

— Нужно приехать, подать документы, пройти, если это требуется, вступительные испытания. При подаче документов для поступления необходимо предоставить в приемную комиссию документ, удостоверяющий личность, оригинал документа об образовании и свидетельство о признании иностранного образования. Вся необходимая информация размещена на сайте университета.

- Какие требования по знанию русского языка Вы предъявляете к иностранным абитуриентам, и есть ли возможность выучить язык, проходя обучение в вузе?

— В университете существует большая программа подготовки специалистов для стран-импортеров российских ядерных технологий в соответствии международными соглашениями и по патронажем ГК "Росатом" (Вьетнам, Китай, Индия, Белоруссия, Армения, Украина, Турция, Египет, Аргентина, Казахстан, Венгрия, Чехия, Словакия, Иордания, Бангладеш и другие).Для студентов из этих стран предусмотрено обязательное предварительное изучение русского языка на подготовительном факультете.

На подготовительном факультете могут заниматься все желающие обучаться в дальнейшем на русском языке. Те, кто планирует получать образование на английском языке, могут сдавать вступительные испытания на английском.

Оригинал статьи: http://ria.ru/abitura_rus/20150609/1068976652.html